Правила игры

переводил с китайского корреспондент отдела медиа и телекоммуникаций Роман Рожков

переводил с китайского корреспондент отдела медиа и телекоммуникаций Роман Рожков

На днях основатель китайской LeEco, лихо ворвавшейся в этом году на российский рынок, Цзя Юэтин обратился к своим сотрудникам с письмом, в котором заявил, что у компании фактически заканчиваются деньги. "Мы слепо мчались вперед",— цитирует Bloomberg письмо господина Юэтина, из которого следует, что глобальная стратегия компании оказалась чересчур расфокусированной, а капитал и ресурсы — ограниченными.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Задним умом кажется, что это немудрено: LeEco начинала в 2004 году с видеостримингового сервиса, а к 2016-му разрослась до настоящего IT-гиганта с большим количеством бизнес-направлений. Среди них — производство, закупка и распространение видеоконтента, интернет-торговля, мобильные устройства, облачные услуги, производство электромобилей и многое другое. Теперь же аналитики задаются вопросом, насколько прочны позиции компании. Против LeEco — серьезная долговая нагрузка, значительные инвестиции (чего стоит только покупка за $2 млрд крупного провайдера video-on-demand и производителя бюджетных телевизоров Vizio Inc.) и сомнения в перспективах построения экосистемы не только для мобильных устройств и телевизоров, но и для автомобилей. Несмотря на сообщения о рекордных продажах смартфонов на домашнем рынке, этого может оказаться слишком много, чтобы проглотить за один присест.

На Россию у LeEco тоже большие планы. Еще в апреле "Ъ" сообщал о скором выходе компании на российский рынок с идеей "китайского Netflix" и планах инвестировать здесь "сотни миллионов долларов", в том числе в покупку местного онлайн-кинотеатра. В июне на Петербургском международном экономическом форуме Цзя Юэтин заявил, что компания вложит в свое подразделение в России до $1 млрд, ожидая, что доход уже через три года превысит $2 млрд. Теперь же, после появления письма Цзя Юэтина, его извинений перед акционерами и снижения собственной зарплаты до одного юаня, уверенность в том, что российский рынок получит мощного конкурента Apple и Samsung, поколебалась.

Несмотря на трудности, Россия для LeEco остается приоритетным рынком, который в обновленной стратегии компании занимает "особое место", спешит заверить президент LeEco Russia and Eastern Europe Виктор Сюй. При этом от покупки онлайн-кинотеатра в России компания уже отказалась. Еще в сентябре в LeEco это объясняли тем, что разошлись с потенциальными продавцами в оценках бизнеса, горизонт выхода которого на окупаемость изменился из-за кризиса, а также готовящимся законопроектом об ограничении иностранного капитала в онлайн-кинотеатрах. Впрочем, жители Поднебесной известны как мастера иносказаний. Так что, возможно, все было проще и дело в банальной экономии?

Вся лента