Куда, что, зачем
Как провести неделю в городе
Каждую неделю “Ъ-Lifestyle” рассказывает, чем занять свободные дни и вечера, и объясняет, зачем вам это нужно.
Фото: кадр из фильма "Бьянка" (1984)
Выставки
«АБСТРАКЦИЯ И ОБРАЗ»
Еврейский музей открыл ретроспективу Герхарда Рихтера, для которой привычное для описаний экспозиций определение «масштабная» оказывается как никогда кстати. Впрочем, как и характеристика «живой классик» применительно к самому художнику. Выставка «Абстракция и образ» — редкая возможность разобраться в темах, волнующих Рихтера, а заодно и в его творческих поисках, и в движении от предметности к абстракции.
Почему это интересно: если говорить о русском зрителе, то работы Герхарда Рихтера он видел в основном в газетных заголовках: очередной рекорд побит, очередной — установлен. Но разговоры, за какие суммы уходят с молотка его работы, к самому искусству имеют весьма косвенное отношение. Наконец десятки произведений концептуалиста можно будет увидеть не в зарубежных музеях и не на иллюстрациях, а в Москве — прямо здесь и сейчас.
«БУЛГАКОВ. ДВЕ БИОГРАФИИ»
Название экспозиции намекает, что внимания достойна биография не только Михаила Булгакова, но и его произведений, давно заживших собственной жизнью. Внушительная площадь Нового Манежа позволила собрать сотни экспонатов, и даже воссоздать план, а вместе с ним и часть интерьеров третьей квартиры Булгакова. В доме 3/5 в Нащокинском переулке он писал, например, роман «Записки покойника», который становится поводом поговорить и о театре — ему посвящена практически половина экспозиции.
Почему это интересно: документы, записки, рукописи Булгакова, а также предметы — от мелочей из карманов вроде номерка театрального гардероба до мебели из его квартиры — ведут с нами разговор о творчестве в стране, где царит цензура, о быте, о жизни в искусстве, а заодно напоминают: Михаил Булгаков — не только писатель, которого не хотели печатать тогда и чьи произведения теперь стабильно становятся самыми читаемыми, но еще и драматург, режиссер и актер.
«ЛЕВ ТОЛСТОЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ФОТОКАМЕРЫ»
«Мультимедиа арт музей» решил посмотреть на Льва Толстова весьма конкретно — через призму фотокамеры — и собрал тринадцать десятков снимков, главным героем каждого из которых и стал писатель. На фоне мелькают интерьеры Ясной поляны, а если вглядеться пристальнее — и целая эпоха.
Почему это интересно: масштаб фигуры Толстого привлекает и сам по себе, без фотокарточек в подтверждение, но не воспользоваться возможностью рассмотреть, к примеру, как он позирует рядом со своим же скульптурным изображением работы Репина, будет странно. К фотографии, кстати, Лев Николаевич относился с большим интересом и всегда расспрашивал фотографов о технической стороне дело. Это, впрочем, совершенно не значит, что фотографироваться он любил, а позировал усердно — жил писатель в те времена, когда недостаточно было просто нажать кнопку на айфоне.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЕВРЕЙСКОГО МУЗЕЯ И ЦЕНТРА ТОЛЕРАНТНОСТИ
Еврейский музей решил праздновать день рождения с размахом, так что готовьтесь провести в здании Бахметьевского гаража целый день. В программе — как минимум обзорные экскурсии по постоянной экспозиции и по выставке Герхарда Рихтера, лекция об архитектуре Константина Мельникова и вербатим, срежиссированный Еленой Ваниной, участие в котором примут Вера Полозкова, Мириам Сехон, Алиса Хазанова, Семен Штейнберг и другие музыканты, журналисты и артисты.
Почему это интересно: день рождения, как известно, бывает лишь раз в году, а особенно такой, на который зовут весь город.
Кино
«Я — НАННИ МОРЕТТИ». ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА
Итальянский режиссер Нанни Моретти привык быть в собственных фильмах не только режиссером, но еще и сценаристом, продюсером и актером. Его истории всегда ироничны, а частенько и автобиографичны. Взять хотя бы трехчастный «Дорогой дневник», в котором Моретти не боится и не стесняется рассказывать о себе. И это не обязательно разговор исключительно содержательный — иногда приятно смотреть и на то, как довольный собой сорокалетний итальянец колесит по Риму, объясняя, что для счастья ему нужно всего-то два раза в день проезжать на своей Vespa по любимому мосту.
Почему это интересно: авторское от первой до последней секунды, кино Моретти рассказывает истории, интересные не только синефилам. Ну а кого оставит равнодушным сюжет о новоизбранном папе римском, в приступе панической атаки сбежавшим с устремленных на него глаз верующих?
«ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК»
Отечественная комедия о хорошем мальчике Коле Смирнове возвращает в школьный мир, в котором все, казалось бы, так просто, а на самом деле очень сложно. Сложности у каждого из героев — начиная с директора школы (Михаил Ефремов) и заканчивая скромным учителем информатики (Александр Паль) — самые разные, и Коля — так уж вышло — узнает обо всех.
Почему это интересно: с «Кинотавра» «Хороший мальчик» уехал в этом году с главной наградой. С тех пор о фильме и не перестают говорить как о комедии с небанальным сюжетом и весьма впечатляющим актерским составом.
Спектакли
«ТАРТЮФ»
Режиссер Филипп Григорьян на месте сидеть не собирается. В начале театрального сезона в репертуаре Театра наций появился его «Заводной апельсин», а теперь в Электротеатре «Станиславский» идет премьера «Тартюфа». Комедия Мольера стала для мирового театра текстом настолько важным, что от этого несколько затерлась. Григорьян, впрочем, с легкостью обнаруживает у нее новые смыслы. И слова, которые, казалось бы, хорошо знакомы всем, начинают звучать совсем иначе.
Почему это интересно: уже по афишам спектакля легко догадаться, что Оргон, его жена и дети больше похожи на императора Николая II и его семью. Так и Тартюф, следуя этой логике, не обжора и обманщик из эпохи Просвещения, а крестьянин с длинной бородой, но все с теми же мыслями.
«МЕТАМОРФОЗЫ»
Овидий и Валерий Печейкин, Давид Бобе и Кирилл Серебренников. «Метаморфозы» — это пересказанные Овидием мифы, соединившиеся с текстами драматурга Печейкина и помноженные на режиссерское видение Бобе и Серебренникова. Древнегреческие герои оказались заперты в пространстве без времени, без века, в котором им только и остается, что стремительно сокращать расстояние между трагедией и анекдотом.
Почему это интересно: мир изменился, а вечные сюжеты остались. Но теперь в подземное царство мертвых спускаться не то чтобы обязательно, можно просто отправить сообщение в мессенджере.
«НЕСОВРЕМЕННЫЙ КОНЦЕРТ»
Студенты мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ, назвавшие себя театром «Июльансамбль», разбираются в том, что же такое старость. Делают они это в жанре вербатим, превращая обычное для студентов театрального вуза задание в растянувшееся на несколько лет исследование.
Почему это интересно: попытка зафиксировать ускользающее время и рассказать истории людей, о которых, скорее всего, вы бы никогда не узнали, соединяет старость и молодость, а вместе с ними прошлое и будущее в настоящем.
Фестивали
ФЕСТИВАЛЬ ПРЕМИИ «ПРОСВЕТИТЕЛЬ»
Фестиваль, посвященный вручению премии в области научно-популярной литературы «Просветитель», предлагает разобраться в темах самых разных: от жизни нейтронной звезды и образов космической экспансии до образов Африки в десяти артефактах.
Почему это интересно: предметы, к которым нам сложно подступиться, в лекциях фестиваля разбираются легко и иронично, доказывая, что проявлений у любой науки много, а захватывают они не меньше, чем детективный сериал.
____________________________________________________________________