Уполномоченный по правам человека за госидеологию
Татьяна Москалькова не против поправок в Конституцию
Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова считает, что правка статьи Конституции о запрете на государственную идеологию — повод для дискуссии. Госпожа Москалькова считает, что в России идеология и так присутствует. Эксперты называют поправки к Основному закону «юридически нереальными».
По мнению уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой, вопрос об исключении из Конституции положения о запрете государственной или обязательной идеологии вполне может быть поднят. «Нет ни одного государства, в котором бы не было бы вообще никакой идеологии. И в нашем государстве такая идеология есть, в том числе связанная с защитой прав и свобод и человека и гражданина,— заявила госпожа Москалькова.— Давно велась дискуссия об исключении этого словосочетания из Конституции РФ, и я думаю, такая дискуссия имеет право на существование».
Аналогичное мнение неоднократно высказывал и лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. На митинге по случаю Дня народного единства 4 ноября он заявил, что эта норма, содержащаяся в ст. 13 Конституции, «уже не отвечает национальным интересам» России, уточнив, что «обязательная идеология» не нужна, а вот «государственная» должна быть.
Напомним, ст. 13 входит в первую главу Конституции, которая, по нормам Основного закона, не может быть пересмотрена Федеральным собранием, то есть путем принятия закона. Чтобы изменить ее, необходимо заручиться поддержкой не менее трех пятых общего числа голосов членов Совета федерации и депутатов Госдумы, после чего созвать Конституционное собрание. Стоит отметить, что закона о Конституционном собрании не существует.
Адвокат, специалист по конституционному праву, бывший депутат Госдумы Сергей Попов считает, что введение официальной идеологии вызвало бы политическую напряженность в государстве, даже если там будут написаны простые истины вроде «уважения к каждому человеку». «Если уж наша страна за 23 года не смогла в надлежащей мере выполнить ст. 7, где сказано, что Россия является социальным государством, то с идеологией будет еще хуже. Как сформулировать идеологию одной статьей и не отходить от нее в случае смены партий у власти? А дальше что? Государственная религия?» — считает Сергей Попов. По мнению политика, «люди, которые предлагают введение идеологии, не проработали механизмы принятия этой нормы». Сергей Миронов же просто высказал личную точку зрения, добавил господин Попов.
Председатель московского отделения Партии роста Борис Надеждин, в бытность депутатом Госдумы инициировавший закон о Конституционном собрании, также назвал введение госидеологии «юридически невозможным». «С точки зрения здравого смысла — время единомыслия было и плохо закончилось. Общество разнообразное, возьми любую проблему — мнения расходятся, и это нормально»,— считает эксперт. При этом господин Надеждин считает, что Татьяна Москалькова «вправе озвучивать любые идеи» как частное публичное лицо, но не в качестве уполномоченного по правам человека.
Какую цену назвали нацполитике
Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) в августе разработало новую госпрограмму «Реализация государственной национальной политики на период 2017-2025 годов» стоимостью более 40 млрд руб. Программа должна заменить действующую федеральную целевую программу (ФЦП) по укреплению российской нации. Читайте подробнее