Инвестор не потянет половину
Строительство саратовского аэропорта могут продолжить на условиях концессии
Правительство Саратовской области рассматривает предложение АО УК «Аэропорты Регионов» строить саратовский аэропорт на условиях концессии. Инвестор заявил, что возводить объект полностью на свои деньги дорого и это приведет к слишком высоким тарифам за перевозки. «Аэропорты регионов» предлагают возложить на бюджет до половины суммы. Объект должен быть сдан в 2017 году, но строительство терминалов еще не начиналось, что уже становилось объектом критики главы Росавиации Александра Нерадько.
О том, что при строительстве нового саратовского аэропорта «Центральный» возникли сложности, в понедельник на пресс-конференции заявил гендиректор холдинга «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский. По его словам, проект аэропорта нуждается в переформатировании из-за девальвации рубля. Господин Чудновский сообщил, что инвестор посчитал затраты и пришел к выводу, что строительство аэропорта не будет способствовать повышению авиационной мобильности населения региона, а холдинг считает проблемой ожидаемый рост тарифов в несколько раз и цен на билеты на 30 %.
Евгений Чудновский пояснил, что компания уже инвестировала в строительство более 500 млн рублей из запланированных 12 млрд рублей и, чтобы «не закопать» деньги, холдинг предложил федеральному правительству заключить соглашение концессии.
«В рамках концессионного законодательства с учетом получения части федерального капитального гранта вы можете часть этих затрат переложить на Федерацию и сделать так, что когда вы все это построите, тариф никого не убьет. При этом вы будете иметь частного инвестора, который готов вкладывать деньги, будете иметь эффективность, которую он принесет, и скорость реализации проекта. Сейчас находимся в активном диалоге с федеральным правительством в части согласования данной схемы», — цитирует господина Чудновского «Интерфакс».
В правительстве Саратовской области подтвердили, что от руководства компании-инвестора действительно исходила инициатива строить дорогостоящий объект на концессионных условиях. «Одним из вариантов реализации инвестиционной части проекта возможен вариант заключения концессионного соглашения в соответствии с действующим законодательством. Для рассмотрения возможности его использования АО УК „Аэропорты регионов“ обращалось с предложениями в правительство области, а также в заинтересованные федеральные органы государственной власти. В настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении», — пояснил „Ъ“ заместитель председателя правительства области Василий Разделкин.
Напомним, проект нового саратовского аэропорта был разработан в 2007 году. В 2011 году облправительство выкупило в Сабуровке участок земли общей площадью 730 га, в декабре 2012 года началось строительство. Но летом 2013 года в проект срочно были внесены изменения, так как параметры ИВПП устарели. Одновременно облправительство вело поиск инвестора. Вложиться в саратовский проект решила ГК «Ренова» Виктора Вексельберга в лице дочерней УК «Аэропорты регионов», которая уже в июле 2013 года зарегистрировала в регионе «дочку» — ПАО «СарАэро-Инвест». Строительство ведется в рамках программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Общая стоимость проекта, по оценкам областного правительства на 2015 год, превышает 16 млрд рублей. Вложения в аэропортовый комплекс оценивались в 10 млрд рублей. «Аэропорты регионов» предлагают возложить на бюджет половину суммы.
По данным УК «Аэропорты регионов», площадь пассажирского терминала составит 23 тыс. кв. м, его пропускная способность — до 1 млн пассажиров в год. Должны быть построены грузовой комплекс, здания и сооружения технического обслуживания воздушных судов, вспомогательные здания производственного назначения, цех бортового питания, офисное здание и бизнес-центр, гостиница на 120–150 номеров. Проект аэровокзального комплекса был разработан московской компанией «Спектрум-Холдинг». В начале 2015 года АО УК «Аэропорты Регионов» получило положительное заключение Главгосэкспертизы на проект строительства наземной инфраструктуры аэропортового комплекса. Объект должен был быть сдан в эксплуатацию в 2017 году. Пока построена взлетная полоса, планируется в ближайшее время установка навигационного оборудования.
В конце октября этого года строительную площадку посетил глава Росавиации Александр Нерадько, который выразил недовольство тем, что до сих пор не начались работы по строительству аэровокзального комплекса.
В Росавиации считают, что «грандиозный объект» за 12 млн рублей осуществлять нецелесообразно из-за его низкой рентабельности. «Мы предлагаем рассмотреть возможность строительства аэропортового комплекса терминального типа с возможностью наращивания мощностей в зависимости от роста пассажиропотока. Тогда строительство будет значительно дешевле и не будет необходимости рассматривать вопрос о заморозке строительства. Росавиация считает, что новый аэропорт за пределами Саратова нужен. Инфраструктурный проект даст толчок к развитию всего региона», — пояснили в Росавиации.