Минэкономики выталкивает ФГУПы на рынок
Добиваясь акционирования предприятий Спецстроя, ФМБА и Роспотребнадзора
Чтобы ускорить "малую приватизацию", Минэкономики намерено массово снять ограничения на акционирование ФГУПов, в частности предприятий Спецстроя, Федерального медико-биологического агентства, Роспотребнадзора, Росрыболовства и МВД. В 2014-2015 годах эта идея столкнулась с сопротивлением госорганов, в ведении которых находятся ФГУПы. Минэкономики намерено снимать все разногласия уже на уровне Белого дома.
Минэкономики вновь предлагает снять ограничения приватизации имущества инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при Спецстрое — соответствующие поправки к программе приватизации опубликованы вчера ведомством. Кроме того, предлагается приватизировать и предприятия Санитарной эпидемиологической службы, что позволит акционировать 46 ФГУПов. Это уже не первая попытка снять ограничение на приватизацию ФГУПов Спецстроя — похожий проект Минэкономики разработало еще в 2014 году. Тогда Минобороны и Спецстрой документ не согласовали, сославшись на то, что предприятия — "единая структура, эффективность функционирования которой в мирное время (а особенно в ситуации возможной военной угрозы) определяется сохранением единого для всех учреждений центра принятия решений". Даже сохранение 100% их акций в госсобственности "исключило бы строгую подотчетность всех элементов комплекса единому центру управления".
Вновь этот вопрос в январе 2015 года поднял вице-премьер Аркадий Дворкович, поручив Минобороны, Минэкономики и Минфину представить предложения по преобразованию ФГУПов Спецстроя в иные организационно-правовые формы. В итоге 25 ноября 2015 года на совещании с участием представителей Спецстроя было решено преобразовать 15 из 41 ФГУПа в АО. Акционирование же 26 предприятий невозможно из-за процедур ликвидации, банкротства или реорганизации.
Глава департамента корпоративного управления Минэкономики Оксана Тарасенко подтвердила, что "министерство готовит предложения по снятию ограничений на приватизацию ФГУПов там, где это возможно, при подготовке прогнозного плана приватизации на 2017-2019 годы". Кроме Спецстроя снять ограничения предлагается Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА), Роспотребнадзору (десятки предприятий, занимающихся дезинфекцией), Росрыболовству и МВД. Готовится проект и о ФГУПах ФСИН, говорит госпожа Тарасенко. Она напомнила, что в 2015 году ведомства не согласовали такие предложения. "Если ситуация повторится, мы внесем в правительство проекты указов по снятию ограничений на акционирование ФГУПов вместе с таблицей разногласий — и хотим, чтобы нас услышали",— говорит она.
По прогнозному плану приватизации через год должно быть завершено акционирование всех предприятий, подведомственных Росимуществу или не имеющих ведомственной принадлежности, где права собственника осуществляет агентство. Сопротивление лоббистов реформа вызывает еще и потому, что госзаказчики лишатся возможности получать из бюджета субсидии на закупки, о непрозрачности которых давно заявляло Минэкономики. Как пояснял заместитель главы ведомства Евгений Елин, "цель реформы вообще удалить ГУПы с конкурентного рынка: монополисты и предприятия, чьи функции государство сочтет эксклюзивными, должны стать бюджетными учреждениями и не заниматься бизнесом, а ГУПы, занимающиеся коммерческой деятельностью,— быть акционированы и играть по общим правилам". Впрочем, практика структур Минобороны — "Оборонстроя" и "Агропрома" — и буксующая приватизация уже акционированных ФГУПов зачастую заканчивались массовым банкротством предприятий и бесконтрольным выводом их наиболее ликвидного имущества. Минэкономики недавно признало, что есть "большие сомнения" в том, что программа будет реализована в срок — Росимуществу указали тогда на необходимость "активизировать процесс". По словам Оксаны Тарасенко, сейчас подготовлены и согласовываются поправки к постановлению правительства об управлении находящимися в федеральной собственности акциями АО, предполагающие усиление роли Росимущества.