Danone пошел по ягоды
Липецкий поставщик компании строит завод по их заморозке
Липецкий поставщик Danone ООО «Фрагария» планирует создать масштабное производство ягод и фруктов и возвести завод по их шоковой заморозке. На первом этапе вложения могут составить 600 млн руб., Danone планирует гарантировать на пять лет закупки с нового предприятия. Участником крупнейшего в стране «ягодного» проекта может стать вице-президент «Росгосстраха» Кирилл Якимишен. Эксперты говорят, что риски для «Фрагарии» минимальны из-за договоренностей с Danone и дефицита ягод на рынке, а единственной сложностью считают зависимость урожайности от погоды.
О проекте по созданию агрокластера с ягодниками и фруктовыми садами площадью 300 га и заводом по заморозке представители «Фрагарии» рассказали в ходе Дня поставщика Danone в Москве. Предполагаемая мощность завода составляет 8 тыс. т в год. Разместить его планируется прямо на полях для выращивания ягод — это позволит замораживать их в течение часа после уборки. Ввести завод в эксплуатацию планируется во втором-третьем квартале 2017 года, при его выходе на полную мощность с учетом растениеводческой части проекта может быть создано 1 тыс. рабочих мест.
По данным Kartoteka.ru, два основных владельца ООО «Фрагария» Игорь Бугорский и Станислав Горьков учредили компанию в марте 2016 года в селе Поддубровка Усманского района Липецкой области. Тогда же они зарегистрировали и ООО «Ягодные поля». Через это юрлицо они планировали на территории в 100 га выращивать около 10 тыс. т клубники, земляники и малины в год в открытом грунте. За счет проекта «Ягодных полей» стоимостью до 2 млрд руб. компания может стать лидером на российском рынке ягод. В сентябре у бизнесменов появился новый компаньон — вице-президент «Росгосстраха» Кирилл Якимишен, получивший в обоих юрлицах по 25%. Возглавляет обе компании господин Горьков. В администрации района вчера пояснили „Ъ“, что и в новом проекте ООО «Ягодные поля» будет отвечать за растениеводческую часть, а ООО «Фрагария» — за производственную. У инвесторов в субаренде от холдинга АСТ есть 300 га земли, уже заключены договоренности о выкупе этих угодий. Во «Фрагарии» намерены не только самостоятельно выращивать ягоды (в частности, малину, клубнику и землянику) и фрукты (яблоки и груши), но и закупать до 6 тыс. т в год у российских производителей. Кроме того, компания планирует организовать агрокооперативы среди малых и средних фермерских хозяйств с обучением и контролем производства.
По оценке гендиректора исследовательской компании «Технологии роста» Тамары Решетниковой, сейчас 98% всей выращиваемой в РФ земляники и малины приходится на небольшие личные хозяйства, среди крупных предприятий лидирует московское ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павла Грудинина (до 900 т земляники в год). Всего в России выращивается в год 3,5 тыс. т ягод. По данным за 2013–2014 годы, лидером в Черноземье по производству плодово-ягодной продукции является Белгородская область (110 тыс. т). В Воронежской области за то же время вырастили 99,8 тыс. т, в Липецкой — 81,6 тыс. т, в Курской — 44 тыс. т, в Тамбовской — 35 тыс. т, в Орловской — 21,8 тыс. т. При этом большая часть приходится на фрукты. Крупнейшими производителями ягод в макрорегионе являются воронежское ЗАО «Острогожсксадпитомник» депутата облдумы Николая Гапоненко (около 400 т земляники и малины в год), а также липецкая агрофирма «15 лет Октября» (250 т земляники и смородины в год).
Опыт «Фрагарии» по заключению договоров с частными хозяйствами используется в России «очень широко», а крупные молочные холдинги зачастую покупают сырье напрямую, отмечает аналитик «Алора» Кирилл Яковенко. Причина в климате, не позволяющем гарантировать стабильно высокую урожайность ягод. Из-за этого холдингам приходится диверсифицировать заказы. «Клубника и малина, на которые приходится суммарно 40% российского рынка ягод, остаются крайне подвержены влиянию засух и похолоданий. Но с учетом договоренностей с Danone с точки зрения бизнеса риски становятся минимальными, а ситуация на рынке благоприятствует реализации ягод вне молочной компании», — подчеркивает господин Яковенко. Эксперт добавляет, что «продуктовое эмбарго сформировало дефицит»: в 2015 году предложение свежих ягод на рынке упало ниже 2 млн т, сразу на 7,6%, а девальвация рубля при этом привела к росту экспорта почти вдвое к 2014 году.