По Ту сторону банкротства
Конкурсную массу авиакомпании «Татарстан» пополнят самолетом
У авиакомпании «Татарстан», находящейся уже более двух лет в стадии банкротства, обнаружился самолет Ту-154 в возрасте 15 лет, который может быть реализован в пользу кредиторов. Как сообщил „Ъ-Казань“ арбитражный управляющий АК, ранее уже предпринимались попытки продать это судно, но с прежним покупателем был расторгнут контракт. Эксперты считают этот актив малоликвидным, поскольку сейчас такие самолеты «идут на списание» — они «сжирают больше топлива, чем приносят денег». Пока на счет должника удалось привлечь чуть более 50 млн руб. при общих требованиях кредиторов почти в 3 млрд руб. Оставшееся имущество должника выставляют с дисконтом 90%.
На последнем собрании кредиторов ОАО «АК „Татарстан“» арбитражный управляющий Евгений Грабалин сообщил, что «ведутся переговоры» о продаже воздушного судна Ту-154М под номером RA-85833. Господин Грабалин уточнил „Ъ-Казань“, что самолет находится в собственности «Татарстана», однако ранее в конкурсную массу не включался. По его словам, до объявления банкротом АК была предпринята попытка продать судно, однако договор купли-продажи был аннулирован «из-за неполной оплаты». Ожидается, что в конкурсную массу самолет будет включен по решению следующего собрания кредиторов, намеченного на 22 ноября. Евгений Грабалин выразил уверенность, что его удастся «заново продать». Выручку планируется направить на погашение долгов АК.
Напомним, АК «Татарстан» — бывший национальный перевозчик республики, принадлежащий правительству региона. Компания прекратила деятельность с 2014 года, после того как Росавиация выявила у нее нарушения сертификационных требований. Проверка проводилась в связи с крушением принадлежавшего компании Boeing 737-500 в аэропорту Казани 17 ноября 2013 года. После авиакатастрофы кредиторы компании стали предъявлять требования к перевозчику. В июне 2014 года арбитражный суд Татарстана ввел процедуру наблюдения, а в конце октября 2014 года открыл конкурсное производство в АК. По данным арбитража, в реестр были включены требования кредиторов на 2,8 млрд руб. Самые крупные долги у АК перед ООО «Нетаф» (728 млн руб.; обществу перешли долги перед правительственным ОАО «Связьинвестнефтехим» и его структурами), международным аэропортом Казань (559 млн руб.), Федеральной налоговой службой (353 млн руб.).
До авиакатастрофы в собственности АК «Татарстан», по данным Aviation Explorer, были два Ту-154: RA-85833 2001 года выпуска и RA-85799 1994 года. Также четыре Airbus А319 и два Boeing-737 (включая разбившийся) находились в операционном лизинге, 15 самолетов Cessna 208 — в финансовом лизинге. Однако к лету 2014 года, как сообщал „Ъ-Казань“ экс-гендиректор перевозчика Заур Хуснутдинов, у АК уже не было воздушных судов. Кроме того, до начала конкурсного производства компания лишилась здания пожарного депо, авиационно-технического комплекса и земельных участков. Господин Хуснутдинов говорил „Ъ-Казань“, что последний Boeing 737 и Airbus были возвращены арендодателям, а в конце апреля «за хорошую сумму» были проданы два Ту-154 некой московской компании. Названия и размер сделки Заур Хуснутдинов тогда называть отказался.
Евгений Грабалин также вчера не стал говорить „Ъ-Казань“, с кем заключался договор о продаже Ту-154. По данным ресурса russianplanes.net, после авиакомпании «Татарстан» самолет RA-85833 эксплуатировался другим республиканским перевозчиком — «Ак барс аэро», который впоследствии также был признан банкротом. Его бывший гендиректор Петр Трубаев вчера затруднился сказать „Ъ-Казань“, какова была дальнейшая судьба самолета, но вспомнил, что он был «в исправном летном состоянии». В другие годы (до того, как в конце 2012 года был приобретен АК «Татарстан») RA-85833 использовали авиакомпании «Россия» и «Уральские авиалинии».
Отметим, что за два года конкурсного производства удалось погасить лишь небольшую часть долгов АК «Татарстан». Так, на 14 апреля этого года на расчетный счет компании поступило только 53,8 млн руб. (от продажи имущества — 19,7 млн руб., взысканная дебиторская задолженность — 29,1 млн руб.). Только 24 млн руб. были направлены на погашение задолженности перед кредиторами, что составило 0,63% суммы реестра, остальные средства были потрачены на текущие расходы в ходе банкротства. После этого конкурсному управляющему удалось получить на счет еще около 2,3 млн руб., но они все ушли на текущие расходы. Имущество авиакомпании с трудом продается. На собрании 3 ноября кредиторы одобрили предложение управляющего продать оставшиеся мебель, технику и запчасти, ранее оцененные на общую сумму в 4 млн руб., с дисконтом 90% — то есть всего за 400 тыс. руб. При этом ранее предпринимались попытки продать часть этого имущества со скидкой 50%, но и тогда не нашлось покупателей. Конкурсное производство АК продлено до 27 ноября.
Новый самолет Ту-154 в 2001 году мог стоить около $7-8 млн, однако сейчас эксперты затрудняются назвать цену такого актива. Советник гендиректора ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев (до 2009 года был главой АК «Татарстан») говорит, что окончательная стоимость будет зависеть от технического состояния, общего налета воздушного судна, но сомневается, что такой самолет будет кем-то востребован. «Сейчас они уже все идут на списание»,— отмечает господин Закаржаев, считая Ту-154 малоликвидным. Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак говорит, что этот самолет «вообще ничего не стоит»: «Он сжирает больше топлива, чем приносит денег. Это не актив».