Бросит ли «Адмирал Кузнецов» новый вызов США?
«Pro и Contra»: СМИ заявили о полетах российских самолетов над Сирией
Российские самолеты впервые поднялись в сирийское небо с авианосца «Адмирал Кузнецов». Об этом пишут американские СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне. По их данным, в небе над Сирией замечены истребители палубной авиации Су-33 и Миг-29К. В Пентагоне рассматривают это как сигнал о скором возобновлении российской военной операции в Алеппо. В Москве информацию пока не комментируют. Сирийский политолог Хасан Аль-Хури и директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров обсудили тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Маратом Кашиным в рамках программы «Pro и Contra».
Хасан Аль-Хури: «Руководство Сирии не переставая пытается наладить отношения с Соединенными Штатами Америки и постоянно предлагает сотрудничество, и не только сейчас из-за Трампа — время гражданской войны, уже пять лет — все время такие просьбы, давайте сотрудничать с нами, вместе будем бороться с терроризмом и так далее. Поэтому, конечно, Трамп какие-то надежды дал в своей предвыборной кампании, что он даст роль первой скрипки России, даже не возражает против участия сирийского руководства. Это только предвыборная кампания, сейчас, когда он войдет в настоящую большую политику, ему объяснят в различных институтах, в формальных и неформальных организациях, что Америка не может идти на это, ведь он обещал богатство народу Соединенных Штатов, ему объяснят, что это богатство пропорционально связано с доминированием Соединенных Штатов в мире, что они не могут оставить Ближний Восток России или какой-нибудь другой державе, потому что Ближний Восток — это ключевой регион в мире. Кто контролирует Ближний Восток, может контролировать, в принципе, весь остальной мир. Поэтому думаю, что позиция Трампа на предвыборной кампании скоро очень сильно поменяется.
Сегодня Сирия де-факто — полностью оккупированная страна. Обозначились уже все зоны влияния. На севере и северо-востоке — военные базы Соединенных Штатов вместе с курдами. На севере провинции Алеппо обозначилась буферная зона или безопасная турецкая зона. На юге — военная база Великобритании. На западе, на побережье Средиземноморья — две базы России. В Алеппо и в Дамаске — две иранские базы. Сейчас битва за Алеппо — это не российская битва. Это чисто иранская битва, потому что зона влияния как бы отдана Ирану. Иран сейчас торопит Россию бомбить Алеппо. Иран хочет свою долю, хочет уже закрепиться окончательно на этой вертикали, чтобы обеспечить так называемую сирийскую дугу».
Семен Багдасаров: «На базе "Хмеймим" находится более чем достаточная авиационная группа, которая в состоянии выполнить боевую задачу по очистке восточного Алеппо. Вопрос в другом: почему мы больше трех недель не используем эту авиацию? А что касается МиГ-29, он не меняет расстановки сил, потому что МиГ-29 — это истребитель-бомбардировщик, он менее приспособлен. Поэтому сводить к тому, что у нас резко увеличилась возможность нанесения ракетно-бомбовых ударов, я бы не стал. Это больше демонстрация силы. Дело даже не в "Исламском государстве", а дело в том, что американцы очень глубоко влезли в сирийский конфликт, как на сирийском театре военных действий, так и на иракском. Так что если кто-то предполагает, что сейчас вдруг Трамп ни с того ни с сего уйдет из Сирии, – это все фантазии. Конечно, он на это не пойдет, он здравомыслящий человек. Это было бы прекрасно, только не надо думать, что он так сделает и нам отдаст Сирию, потому что ему не до Сирии, он еще чего-то хочет. Как любой главнокомандующий, он, чтобы принять решение, всегда спрашивает у тех ведомств, которые этим занимаются, в первую очередь, у Объединенного комитета начальников штабов, Министерство обороны — больше политический орган, ЦРУ, поэтому американцы как там присутствовали, так и будут присутствовать. И когда Башар Асад говорит, что он готов сотрудничать, на основании чего сотрудничать?
Он признает наличие американских баз на территории Сирии, правомочность нахождения на территории Сирии американских военнослужащих и их союзников, в том числе турецких, что ли? Да нет, конечно, это все несерьезно. А вот, кстати, другой вариант, очень опасный, например, который может иметь место: то, что за нашими спинами американцы начнут вместе с иранцами договариваться по Сирии с сирийским руководством на основании каких-то условий, чтобы завтра для нас не было неожиданностью, что, оказывается, произошла смена курса сирийского руководства. У господина Трампа нет всех этих нагрузок, которые были у Обамы перед Саудовской Аравией, Катаром, Турцией. Он, что называется, с чистого листа может подойти и сказать, а зачем?
Мы забыли, что год назад в Европе состоялась конференция с участием госпожи Меркель, господина Олланда и других руководителей европейских стран при активном участии американцев, и было принято решение о создании Фонда восстановления Сирии. Это хороший аргумент для Асада, а он, соответственно, закроет глаза примерно по такой схеме, как в Багдаде существует вроде как единое государство Ирак, а на самом деле, мягко говоря, нет. По такой схеме может существовать Сирия в конечном счете. А тогда условия будут одни: от России отвернитесь, напомните ей, что, вообще-то, надо и покинуть Сирию. Нам надо аккуратно относиться ко всем этим обещаниям, заявлениям и прочим бредням».