ОАО РЖД показывают, где взять деньги
ФАС и Совет потребителей дали заключение по финплану
ФАС и Совет потребителей ОАО РЖД направили свои заключения на проект финплана и инвестпрограммы монополии. Обе структуры считают, что документы следует доработать, выступая против увеличения индексации тарифов и предлагая собственные меры изыскания средств. Совет потребителей предлагает ОАО РЖД не сокращать заимствования, увеличить дивиденды дочерних структур и провести кардинальную ревизию инвестпрограммы. А ФАС считает, что резервы экономии — в пересмотре долгосрочных договоров и совершенствовании закупок, но готова и на индивидуальное повышение тарифов для покрытия обоснованных расходов.
Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО РЖД вчера направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу и замглавы Минтранса Алексею Цыденову экспертное заключение по проектам финплана и инвестпрограммы ОАО РЖД на 2017 год и плановые 2018-2019 годы (есть у "Ъ"). Как сообщается в заключении, в проект финплана закладывается эффект 39,5 млрд руб. от точечных изменений в прейскурант 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД) и 40 млрд руб. от продления экспортной надбавки в 13,4%, что дает фактический эквивалент индексации тарифов в 12% при утвержденном долгосрочном параметре индексации в 4,5% и рекомендованных Минэкономики 4%.
Ранее такое же замечание приводила ФАС (см. "Ъ" от 26 октября). Сейчас ФАС придерживается прежней позиции. В заключении на инвестпрограмму и финплан ОАО РЖД, направленном вчера главой службы Игорем Артемьевым Аркадию Дворковичу (есть у "Ъ"), отмечается, что меры по изменению тарифного прейскуранта и индексации тарифов на 2017 год "в совокупности не должны превышать 4% к 2016 году по всем видам грузов". Совет потребителей, в свою очередь, выступает за сохранение индексации в рамках долгосрочных индексов с возможной тарифной премией в 1-2 п. п. за ускорение перевозок (подробнее см. "Ъ" от 20 октября).
И ФАС, и Совет потребителей отмечают отставание роста доходов ОАО РЖД от уровня индексации. В 2016 году, пишет ФАС, при индексации 9% рост доходов от перевозочных видов деятельности не превысит 3%, в 2017-м — 12% и 7,2% соответственно. "Необходимо оценить влияние предложений ОАО РЖД по дополнительной индексации тарифов на реальный рост его доходов",— отмечает Совет потребителей.
Как пишет Совет потребителей, для ликвидации заявленного на 2017 год бюджетного дефицита ОАО РЖД в 84 млрд руб. есть альтернативные возможности. В частности, следует рассмотреть возможность отказа от резкого сворачивания объема заимствований, что даст в ближайшие три года финансовый ресурс в 80-240 млрд руб., пишет СП РЖД, замечая, что объем открытых кредитных линий, по оценке Fitch Ratings, составляет 310 млрд руб. Совет также рекомендует активизировать продажу дочерних компаний и увеличить долю их чистой прибыли, направляемой на дивиденды.
По инвестпрограмме Совет потребителей предлагает различными способами снизить затраты на инвестпроекты. ФАС также считает целесообразным перенос ряда инвестпроектов и подчеркивает, что резервы по сокращению затрат ОАО РЖД могут быть извлечены при пересмотре долгосрочных договоров и при совершенствовании закупочных процедур. В случае крайней необходимости целесообразно рассмотреть и утвердить на уровне правительства постатейно (по договорам) те расходы, покрытие которых не обеспечивается 4-процентной индексацией, уточняет ФАС: "В случае подтверждения их обоснованности могут быть приняты адресные решения по изменению тарифов для тех видов грузов и направлений перевозки, которые связаны с указанными расходами". Погашение расходов может осуществляться за счет оптимизации закупок, привлечения заемного финансирования и тарифных мер, "в том числе за счет экспортных надбавок при благоприятной рыночной конъюнктуре", пишет ФАС.
В ОАО РЖД говорят, что за девять месяцев за счет привлечения дополнительных объемов с альтернативных видов транспорта получен доход в 3,1 млрд руб., по итогам года ожидается 4 млрд руб. Что касается дивидендов дочерних компаний, то в 2015 и 2016 годах на выплаты направлялось до 95% их чистой прибыли, подчеркивают в ОАО РЖД, прогноз финансового результата от начисления их дивидендов по 2016 году — 3,7 млрд руб., по 2017-му — не менее 6,2 млрд руб. Корректировки объемов финансирования и сроков реализации приоритетных проектов осуществляются на регулярной основе, добавляют в ОАО РЖД, вскоре будет доложено об очередной корректировке. Все возможные способы оптимизации проектов реализованы и используются, добавляют в монополии.