Коммерсантам предлагают пересесть в машины побольше

В Волгограде запускают автобусные маршруты-дублеры

Власти объявили аукционы на новые транспортные маршруты в Волгограде, которые планируется отдать частным перевозчикам на условиях субсидирования их работы на общую сумму почти 350 млн рублей ежегодно. Работать на маршрутах смогут только автобусы большой вместимости. При этом выставленные на аукцион линии не только дублируют успешно действующие коммерческие маршруты, но и частично повторяют пути следования муниципальных автобусов и электротранспорта, которые также дотируются из бюджета почти на 40 %. Открытие новых маршрутов критикуют не только некоторые наблюдатели, но и владельцы маршрутных такси, которые, согласно другому решению городских властей, с весны 2017 года фактически потеряют право работать в городе.

Волгоградские власти неоднократно заявляли, что маршрутки не могут обеспечить комфортные и безопасные поездки горожан

Фото: Ярослав Малых, Коммерсантъ

Комитет областной администрации по регулированию контрактной системы в сфере закупок в интересах комитета транспорта, промышленности и связи мэрии Волгограда объявил семь электронных аукционов на общую сумму чуть более 1,6 млрд рублей на право оказания услуг по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Волгограда по вновь вводимым коммерческим маршрутам (КМ). Согласно условиям конкурсов, потенциальным подрядчикам предлагается обеспечить с 2017 по 2021 годы автобусные перевозки на вводимых КМ. При этом претенденты на победу в аукционах должны предоставить транспорт, характеристики которого достаточно детально прописаны: это автобусы не старше 2015 года выпуска, определенной категории на газомоторном топливе. Предполагается, что машины должны вмещать в себя 108 пассажиров, иметь систему ГЛОНАСС, климат-контроль, возможность перевозки инвалидов и т. д. Как предположил в беседе с „Ъ“ знакомый с вопросом источник в горадминистрации, под все прописанные условия фактически подходят всего два вида автобусов одной марки — «МАЗ». Победителем конкурса будут признаны компании, которые смогут максимально снизить цену при соблюдении всех условий. По условиям, городской бюджет будет субсидировать перевозчиков из расчета 28 руб./км пробега. При этом городской бюджет также дотирует два муниципальных предприятия: МУП ВПТП‑7 и МУП «Метроэлектротранс Волгограда». Первое занимается автобусными перевозками, а «Метроэлектротранс» — троллейбусными и трамвайными, включая и скоростной трамвай. Город выделяет МУПам на покрытие убытков ежегодные субсидии в несколько сотен миллионов рублей, при этом постоянно меняет менеджмент и проводит оптимизацию, требуя выхода на рентабельность. Напомним, в октябре городская дума Волгограда приняла решение, увеличивающее с 15 до 20 рублей (и с 20 до 25 руб. в скоростном трамвае) стоимость проезда в муниципальном транспорте.

По данным Kartoteka.ru, убыток «Метроэлектротранса» по итогам 2015 года составил 560,2 млн руб. (в 2014 году — 639,6 млн руб.) при выручке 1,21 млрд руб. (в 2014 году — 1,14 млрд руб.), а ПАТП‑7 в 2015 году снизило убыток до 40,9 млн (в 2014‑м — 86,2 млн руб.), получив 122,8 млн (в 2014‑м — 124,5 млн руб.).

Отметим, что МУПы получают субсидии исходя из пассажиропотока, а не протяженности маршрута, как предлагается в условиях конкурсов для частных перевозчиков. Активист проекта «Общероссийского народного фронта» «За честные закупки» Эдгар Петросян называет самым странным обстоятельством, что новые КМ в значительной мере дублируют рейсы городского транспорта. «Есть маршруты, дублирующие даже друг друга, например, от Поселка ГЭС до улицы Тополевой (422,8 млн на пять лет. — „Ъ“) и площадь Дзержинского — Аллея героев (138 млн руб.), при этом по тому же маршруту ездят и скоростной трамвай, и автобус, и троллейбусы, — говорит господин Петросян, — а по ряду маршрутов, я думаю, уже сразу после подписания муниципальных контрактов можно смело срезать провода для троллейбусов, потому что они будут не востребованы».

С критикой новых маршрутов выступают и владельцы маршруток. Напомним, в апреле этого года мэрия приняла положение, согласно которому, из 96 действующих КМ, где они работают, в Волгограде к маю 2017 года будет ликвидировано 72, а оставшиеся будут реорганизованы. По мнению председателя правления Ассоциации пассажирских автотранспортных перевозчиков Юрия Белоусова, в итоге это приведет Волгоград к транспортному коллапсу. «То, что сейчас сделали эти наивные люди, это, простите, „слизали“ самые успешные коммерческие маршруты, при этом совершенно не учли ни специфику, ни факторы регулярности и сезонности и даже то, что на некоторых улицах большие автобусы просто не проедут, — считает господин Белоусов. — Что касается конкурсов, то очень интересно посмотреть реакцию на них со стороны прокуратуры и ФАС, а она, мне кажется, должна быть». Он также пояснил, что маршрутчики будут продолжать судебные тяжбы с мэрией. В сентябре этого года Центральный районный суд Волгограда уже отказал двум компаниям, требовавшим отменить постановление мэрии, однако перевозчики подали апелляцию. «В самом тексте решения есть внутренние противоречия, да и даже то, что объединили два иска об одном и том же, но с совсем разным обоснованием, крайне странно. Мы борьбы не оставим, если надо, дойдем до Верховного суда», — заявил господин Белоусов.

В мэрии сейчас тему не комментируют. Ранее руководители профильных ведомств администрации заявляли, что при внедрении новой комплексной транспортной схемы в приоритете будет развитие городского электротранспорта.

Заявки на конкурсы принимаются до 16 ноября.

Ярослав Малых

Вся лента