ЦМАКП не увидел в прогнозе Минэкономики качественного роста
Мониторинг / макроэкономика
Очищенный от сезонности рост ВВП за третий квартал 2016 года составил 0,1-0,2%, сообщил вчера в Госдуме глава департамента макропрогнозирования Минэкономики Кирилл Тремасов. Такой же динамики в министерстве ожидают и в четвертом квартале.
Ранее в Госдуме с экспертным заключением на прогноз Минэкономики на 2017-2019 годы выступил руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов. "Проблема не в том, что российская экономика никак не войдет в стадию устойчивого посткризисного роста. Проблема в отсутствии для такого роста реальных стимулов",— заявил он. Инвестиции продолжают стагнировать, реальная зарплата не растет, а потребление стабилизировалось на фоне замедления кредитования. При этом занятость и выпуск в промышленности растут. В такой ситуации задача прогноза — показать, за счет каких механизмов экономика может преодолеть стагнацию, полагает господин Белоусов. Однако ответов на эти вопросы в прогнозе, по его словам, нет.
В прогноз заложены две разные экономические модели, указывают в ЦМАКП. Для базового варианта (0,2% роста в 2017 году) — стагнационная. Он предполагает, что все основные рынки "стоят", при "избыточном оптимизме авторов прогноза" в отношении частного потребления. Для "базового+" и "целевого" варианта предусмотрена попытка приложить к среднесрочной перспективе переставшую работать еще в 2013 году модель. Она предполагает ускоренный рост инвестиций относительно ВВП, товарооборота — относительно доходов населения и импорта — относительно рынков. Экспорт, напротив, стагнирует, а инфляция снижается за счет укрепления рубля и жесткой денежной политики.
Вывести экономику из застоя можно за счет мер экспансионистской экономической политики, считают в центре. В стимулирующий пакет ЦМАКП входят: смягчение целевой инфляции (ориентировочно, 2017 год — 5,5%, 2018 год — 4,5%, 2019 год — 4%); сохранение заморозки бюджетных правил для перехода к росту (минимум в 3-3,5% в год) и уточнение "цены отсечения" нефти (минимум — $50-55 за баррель); налоговое стимулирование передовых конкурентных компаний; капитализация институтов поддержки экспорта; выпуск проектных облигаций и стимулирование сбережений граждан для покупки товаров долгосрочного пользования.