Гражданская медицина мечтает о военных
Минздрав и Минфин хотят добиться от силовиков взносов в ОМС
Минздрав и Минфин выступают за распространение системы ОМС на военных, сотрудников полиции, таможни, МЧС и ФСИН — с введением для них взносов отчислений в бюджет ФФОМС. Это позволит привлечь в фонд дополнительные взносы и открывает дискуссию о будущем военной медицины, в последние годы модернизированной Минобороны. Минфин рассчитывает сделать доступными для ОМС и военные госпитали, против чего возражает военное ведомство.
Минздрав продолжает выступать с инициативами по балансировке расходов на обязательное медицинское страхование — ранее ведомство уже инициировало повышение ставки отчислений на медуслуги с 5,1% до 5,9% с 2019 года. Вчера в Госдуме глава ведомства Вероника Скворцова заявила, что система ОМС должна быть более "мощной", для чего участие в ней могут принять и такие специфические группы населения, как военные и полицейские (около 2 млн человек).
Сейчас отчисления в систему ОМС платит работодатель в виде страховых взносов — 5,1% фонда оплаты труда. За неработающих (дети, пенсионеры, студенты, зарегистрированные безработные, граждане, занятые уходом за детьми до трех лет, инвалидами и пожилыми людьми) платят регионы по установленным правительством тарифам — в среднем около 3,4 тыс. руб. в год за человека. Не участвуют в системе ОМС военные, сотрудники органов внутренних дел, таможни, МЧС и ФСИН — по роду своей работы они обеспечиваются медицинскими услугами в сети клиник Минобороны, имеющих отдельный бюджет. Однако они могут пользоваться и системой ОМС — полис, позволяющий получать услуги, не аннулируется на время службы.
За последние пару лет Минздрав предпринял несколько попыток сбалансировать бюджет ФФОМС — помимо расходов на оказание базовых медуслуг из него финансируется все большее число дорогостоящих процедур высокотехнологичной помощи (ВМП). Так, с 2019 года будет повышена общая ставка отчислений — с 5,1% до 5,9%. Но кроме увеличения доходов Минздрав надеется оптимизировать и расходы — в частности, для этого начато обсуждение в Белом доме взносов в фонд для неработающих. В начале 2016 года ведомство выступало и с идеей прекращать действие полиса ОМС военных, сотрудников органов внутренних дел, таможни, МЧС и ФСИН на время службы, так как "они не входят в категорию граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию" и не подлежат учету в системе. По-видимому, не получив поддержки в правительстве, Минздрав решил предложить новый подход к этому вопросу.
"Введение страховых взносов со стороны военнослужащих... дает нам возможности включения различных перераспределительных механизмов. Поскольку это, как правило, молодые и здоровые мужчины, они не требуют такого индекса оказания медицинской помощи, как старики, поэтому для нашей системы это выгодно, и мы не будем против этого возражать",— заявила министр. Идею поддержал и глава Минфина Антон Силуанов. "Это потребует дополнительных ресурсов — перераспределение от силового блока для перечисления в Фонд обязательного медицинского страхования, но в конечном счете это уравняет наших граждан в получении медицинской помощи",— сказал он. Одновременно Минфин рассчитывает и на сокращение военных медицинских учреждений и наведение там порядка: сейчас "стоимость услуги в военном медицинском учреждении зачастую в три и более раза дороже, чем в обычном медучреждении". В нынешнем статусе Минфин готов оставить только несколько секретных учреждений.
По словам офицера центрального аппарата Минобороны, инициатива Минздрава носит "дискуссионный характер" и решений пока не принято. Вопрос же о выводе военных медицинских учреждений из ведения Минобороны вообще неактуален, убежден собеседник "Ъ": за три года ведомством были выделены десятки миллиардов рублей на реконструкцию объектов и закупки современного медоборудования.
По-видимому, именно имущество военных госпиталей представляет для системы ОМС наибольшую ценность — сумма взносов, которую бюджет ФФОМС может получить от военных (25-35 млрд руб.), на фоне его бюджета (1,7 трлн руб.) незначительна. Впрочем, вопрос принципиален в рамках уже начатой Минздравом дискуссии о том, кто за что платит в системе здравоохранения,— и шансы на решение вопроса в свою пользу при поддержке Минфина у ведомства есть: так, в ходе формирования бюджета на 2017-2019 годы ведомство сумело существенно сократить расходы на программы Минобороны.