Иномарки возвращаются
Эксперты: импорт легковых автомобилей в Россию восстановится к концу года
Весной не исключен даже рост импорта легковых машин. Об этом «Коммерсантъ FM» заявили в агентстве «Автостат». В этом году спрос в основном падал. По подсчетам аналитиков, за девять месяцев 2016-го количество проданных импортных автомобилей сократилось почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Однако, как отмечают эксперты, темпы снижения замедлились. Рынок сейчас достаточно стабилен, считает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.
«Рынок сейчас находится где-то на уровне 120-130 тыс. автомобилей в месяц, ноябрь-декабрь будет примерно на этом же уровне, даже не исключаем, что в декабре может быть небольшой подъем в пределах 140 -145 тыс., может, будет продано. Традиционно январь, февраль и начало марта — это сезон затишья, когда объемы могут опуститься на уровень до 100 тыс., может, даже меньше. В этом году январь и февраль тоже были очень слабые, поэтому динамика может быть где-то минус 3-5%, не больше. Примерно с весны мы ожидаем оживления спроса, возможно, даже положительные показатели по рынку», — рассказал «Коммерсантъ FM» Целиков.
В агентстве «Автостат» отмечают, что 80% продаваемых автомобилей собраны в стране. За счет локализации проще удержать рост цен на эти машины. Сильнее всего страдают производители, у которых не открыта сборка в России. И таких, по оценке «Автостата», примерно треть. Это прежде всего японские марки: Honda, Suzuki, Subaru — а также Peugeot и Citroen. Спрос зависит от общей экономической ситуации и господдержки, считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев.
«Октябрь показал наименьшее падение по сравнению с предыдущими месяцами, все-таки дна какого-то достигаем, хотя может сказываться появившаяся информация, что на следующий год программы господдержки будут отменены, и часть потребителей отложили покупку на январь-март. При этом накапливается отложенный спрос, он уже огромен, в 2017 году приходим к пику продаж 2012 года пятилетнего владения автомобилей, то есть люди и так продлили срок владения с 3,5 лет до 5. Все эти факторы, по идее, должны поддержать рынок, но в том случае, если будет позитив в экономике», — полагает Мосеев.
Самой популярной моделью по-прежнему остается KIA Rio. При этом сохраняется рост спроса на подержанные иномарки, с начала года их продажи выросли на 13%. Наиболее продаваемая модель на вторичном рынке — Ford Focus. В тройке лидеров также Toyota Corolla и Toyota Camry. Эта тенденция, скорее всего, не изменится, отметил в интервью ТАСС редактор сайта Оsipov.pro Олег Осипов.
«Рост продаж отечественных авто связан с тем, что ездить на чем-то надо, а денег нет. Мы держимся за подержанные автомобили, прежде всего, бюджетного сегмента. Ford Focus к таковым и относится. Ford Focus производился и производится на территории РФ, изначальная цена у него вполне приемлемая. Такая ситуация, когда будет расти, прежде всего, рынок подержанных автомобилей, обеспечена нам на ближайший год-два как минимум», — уверен Осипов.
«Автостат» отмечает, что сокращение автомобильного рынка в массовом сегменте по-прежнему сильнее, чем в премиальном. Так, в плюсе по итогам девяти месяцев остаются пять брендов: Alfa Romeo, Jaguar, Cadillac, Lexus и Smart. Lamborghini показал рост более чем на 40% год к году: за три квартала 2016-го в России было продано 24 автомобиля этой марки.