Экологи уже по уши в Байкале
Они хотят запретить любую рубку на берегах озера
Экологи обеспокоены инициативой Минприроды разрешить сплошные рубки в водоохранной зоне озера Байкал — соответствующий законопроект прошел финальную стадию разработки. По словам представителей "Гринписа России", возможность проводить сплошные санитарные рубки не только в условиях чрезвычайных ситуаций, но и для лесовосстановления пострадавших участков может привлечь "черных лесорубов" и привести к катастрофе. В природоохранном ведомстве заявляют, что такие меры необходимы: поврежденные леса представляют собой "рассадник для вредителей и дальнейших пожаров", а незаконные рубки поможет предотвратить Уголовный кодекс РФ.
На федеральном портале проектов нормативных актов завершилась антикоррупционная экспертиза проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране озера Байкал" и Лесной кодекс РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений". Документ, разработанный Минприроды по поручению правительства, в частности, разрешает проведение сплошных рубок вблизи Байкала для восстановления лесов, в том числе выгоревших, а также при чрезвычайной ситуации, "возникшей вследствие лесных пожаров".
По данным природоохранного ведомства, в 2015 году от огня на Байкальской природной территории пострадало 800 тыс. га леса. Из них, как сообщили "Ъ" в пресс-службе Минприроды, 100 тыс. га требуют санитарных рубок, представляя собой "сплошной горельник". При таких мероприятиях по Лесному кодексу происходит вырубка всех лесных насаждений на пострадавшем участке за исключением "отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников", которые оставляют для воспроизводства. Менее серьезные последствия ликвидируют выборочными рубками части деревьев и кустарников.
"В законопроекте идет разрешение сплошных рубок во всех водоохранных лесах — это станет основой для начала массовых незаконных рубок,— заявил глава лесного отдела "Гринписа России" Алексей Ярошенко.— Сейчас в России нормы Лесного кодекса более жесткие, чем в большинстве европейских стран, но у нас и уровень соблюдения закона и состояния лесов другой". По его словам, "леса и так истощены многолетним неправильным пользованием, а если все срубить, будет катастрофа". Господин Ярошенко отмечает, что "в дикой тайге, которая все еще преобладает вокруг Байкала, пострадавшие от огня леса рано или поздно восстанавливаются сами — расчищая их и сажая новый лес, человек лишь немного ускоряет этот процесс".
"Срок естественного зарастания пострадавших лесов около 35 лет, при этом на территории могут вырасти совершенно другие культуры, которых там могло и не быть раньше,— возражает пресс-секретарь природоохранного ведомства Николай Гудков.— На месте ели, скажем, вырастут лиственные породы". По его словам, пострадавшие от пожаров леса — "рассадник для вредителей и дальнейших пожаров, потому что это сухое дерево может дальше гореть".
В Минприроды подчеркивают открытость процедуры осуществления рубок: "У нас все санитарные рубки, которые проводятся, требуют обязательного размещения объявления за 20 дней на сайте органа власти, который отвечает в регионе за эти рубки. Там размещается подробная информация с площадью, объемами рубки". "Никаких рубок вне пределов установленных зон быть не может,— твердо пообещал господин Гудков.— У нас на этот счет есть Уголовный кодекс, который предусматривает наказание за незаконную рубку".