Правила игры
уточняет заместитель главного редактора Дмитрий Бутрин
Мнение о том, что новый состав Госдумы будет не менее инертен, чем предыдущий, в ключевых вопросах, дало первую трещину. Напомним, изменения в принципе формирования нижней палаты парламента, как предсказывали политологи, сделают Госдуму более чувствительной к вопросам, относящимся к региональной политике. Первое изменение такого рода зафиксировано в минувшую субботу: комитет Госдумы по бюджету и налогам под руководством Андрея Макарова без больших публичных дискуссий добился изменения поправки Минфина к Налоговому кодексу — об ограничении ранее безлимитного переноса убытков прошлых лет по налогу на прибыль. Минфин предлагал ввести потолок в 30% налоговой базы текущего налогового периода без учета прошлых убытков, но теперь в поправках будет фигурировать другая цифра — 50%.
Цена вопроса не слишком высока: объем потерь консолидированных бюджетов по налогу на прибыль от введения этого механизма оценивался ранее Минфином в несколько десятков миллиардов рублей в год за счет нескольких регионов, для каждого речь шла о суммах максимум 2-3 млрд руб. в год. Механизм переноса убытков обсуждался Минфином в основном в рамках деятельности консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) — операции с базой налога на прибыль были одним из немногих полностью легальных способов оптимизации налогообложения, которые Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП) удалось получить от правительства в начале этого десятилетия. Нельзя сказать, чтобы этим механизмом как-то особенно активно пользовались, и регионы ранее практически не протестовали против принципов работы КГН, поскольку основной задачей этого нововведения, более или менее сработавшего, было перемещение потоков по налогу на прибыль из Москвы в другие регионы.
Возражения РСПП и Торгово-промышленной палаты (ТПП) против инициативы Минфина — скорее всего, упреждающей (новая норма вводится с 2017 года, в котором для регионов крупнейшим вопросом будет влияние переноса убытков частей холдингов-КГН между регионами по итогам 2016 года) — были более или менее формальными. Так, ТПП говорила о высокой стоимости хранения архивов для подтверждения убытков. РСПП в лице Александра Шохина, которого цитирует "РИА Новости", просто возражал против увеличения налоговой нагрузки в кризис, предлагая компромиссную формулировку — перенос до 70% убытков.
Итоговая норма выглядит как среднее арифметическое между 30% Минфина и 70% РСПП, и это пока очень архаичный подход. Но с большой вероятностью это лишь начало: если предположения о "регионализации" верны, уже в 2017 году такого рода поправки будут при содействии региональных минфинов обсчитываться с точностью до предполагаемых потерь и приобретений на уровне сотни миллионов рублей в год — к такой мелочности пока не привыкли ни компании, ни Минфин.