Зеленый комфорт
Сады и парки
Последние парки, появившиеся в городе были заложены еще в прошлом веке — в октябре 1995 года в Приморском районе были высажены первые деревья парка 300-летия Петербурга, в 1998 году получила статус парка зеленая зона в парке интернационалистов. Создание и содержание парка — удовольствие дорогое. Однако эксперты говорят, что такие объекты могут быть окупаемыми. Но важно соблюсти баланс, чтобы парк не уподобился торговому центру.
Сады, парки и зеленые зоны — это важная составляющая города, которая делает жизнь комфортной. В городе существуют нормативы озеленения, которые ориентированы на каждый район и высчитываются исходя из числа жителей. Так, для центральных районов — Адмиралтейского, Центрального, Петроградского, Василеостровского — минимальный норматив составляет 6 кв. м зеленых насаждений на человека. В Выборгском, Калининском, Кировском, Красногвардейском, Красносельском, Московском, Невском, Приморском, Фрунзенском районах — 12 кв. м. Для Кронштадтского, Курортного, Петродворцового, Пушкинского районов минимальная обеспеченность должна составлять 18 кв. м на человека.
Монетизация на потоке
Поэтому вполне закономерно, что к застройщикам предъявляют серьезные требования к озеленению проектов жилой застройки. Наличия городских парков и скверов порой недостаточно. Однако затраты на то, чтобы посадить несколько деревьев и на то, чтобы разбить и содержать целый парк, отличаются многократно.
Но эксперты полагают, что вложения в сады и парки могут быть самоокупаемыми.
"Многие парки монетизируются за счет платного входа, проведения мероприятий, размещения на территории предприятий сферы торговли и услуг, организации платных развлечений (экскурсии, велопрогулки), выделения спортивных площадок, размещения аттракционов. Например, парк при музейном комплексе Петродворца или ЦПКиО им. Кирова, который в летний период каждый выходные арендуется для тех или иных мероприятий. В Москве парки стали новыми центрами притяжения. Например, парк им. Горького стал очень популярным среди молодежи вследствие кардинального улучшения качества, насыщения досуговыми функциями и создания имиджа модного места", — говорит Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg.
Анастасия Тузова, президент группы компаний E3 Group, считает, что в Петербурге для самоокупаемости парков созданы все условия, учитывая высокий интерес к городу со стороны туристов. "Петербург по всему миру славится архитектурой. Туристы, помимо основной музейной программы, готовы часами гулять по улочкам Петербурга, изучая архитектуру объектов, при этом им нравится отдыхать в скверах и парках в тени деревьев, вблизи водоемов, каналов и рек. Но зачастую коммерческая составляющая в парках представляет собой несколько нестационарных точек, где продают горячую кукурузу, сладкую вату и кофе. Развлекательная составляющая представляет собой несколько аттракционов для детей, тир. Между тем посетителям парков можно предлагать более широкий выбор кафе и ресторанов, где можно пообедать, разнообразный спектр развлекательных услуг. Сегодня много говорится о том, что торговые центры становятся центром притяжения за счет развлекательно-образовательной функции, почему бы не перенести этот опыт в парки? К примеру, в парке Победы расширить спектр услуг для семейного отдыха, по примеру традиционного ТРЦ районного формата с уклоном на жителей района, а в парке 300-летия Петербурга по примеру регионального ТРЦ, поскольку он привлекает не только жителей Приморского района, но и всего города, а также туристов", — говорит госпожа Тузова.
Впрочем, она признает, что, развивая коммерческие функции в садах и парках, важно не перейти грань, чтобы парк не превратился в большой молл на открытом воздухе, а служил местом отдыха горожан.
Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО "БФА-Девелопмент", придерживается схожей точки зрения: "Мы считаем, что сады и парки не могут и не должны быть самоокупаемыми. Парки в их естественном природном понимании должны предлагать человеку не интенсивное времяпрепровождение, а близость к природе, спокойствие, возможность хотя бы условного уединения. Такая возможность у городского жителя обязательно должна быть, иначе мы превратим наши города в скальные массивы, которые и без того травмируют современного человека. Наряду с обязательными коммерческими зонами в городе должны быть традиционные зеленые пространства".
Василий Довбня, директор департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге, говорит: "Мне не нравится термин "коммерчески успешный парк". Это все равно что "коммерчески успешная" школа, библиотека, поликлиника или станция метро. Безусловно, существуют способы получения доходов от парков — такие как проведение фестивалей, ярмарок, концертов, партнерство с частным бизнесом, размещение операторов услуг, однако не стоит забывать о том, что основная функция таких зон — рекреационная. На мой взгляд, в Петербурге удачным примером можно назвать парк имени 300-летия Петербурга, где регулярно проходят различные тематические мероприятия, праздники, ярмарки, позволяющие получать коммерческий доход. Среди наиболее интересных крупных парков в России — парк Горького, ВДНХ, "Диво-Остров"".
Финансовый аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин верит в то, что сады и парки могут быть окупаемы, хоть и признает, что для этого понадобятся длительные сроки: "Как правило, инвестиции в благоустройство отбиваются за счет сдачи в аренду коммерческих площадей и проведения разного рода мероприятий. Помимо этого, нельзя не отметить рост туристического потенциала на фоне развития подобных территорий". Озеленение городов устанавливается перечнем ГОСТов, СНиПов и местными законами.
Плюс к цене
Руководитель департамента градостроительной документации AAG Светлана Ким обращает внимание на то, что обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности человека, в числе которых нормативы и показатели обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений, регулируется законом "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге". "При новом строительстве в границах участка застройщики обязаны разместить требуемое озеленение в соответствии с нормативами минимальной площади озеленения, установленными Правилами землепользования и застройки", — говорит она.
Фактический процент обеспеченности территорий кварталов зелеными насаждениями определяется при подготовке проектов планировки и межевания. В рамках разработки которых либо подтверждается обеспеченность территорий нормативным количеством зеленых насаждений, либо предлагаются решения по созданию дополнительных озелененных зон.
Но, как правило, в Петербурге, в связи с ограниченным количеством земельных ресурсов, строительные проекты реализуются с размещением только минимально необходимого озеленения. Создание озелененных зон в большем количестве, чем требуется по нормативам, возможно при реализации проектов комплексного освоения территорий или при загородном строительстве.
Хотя в последнее время девелоперы стали понимать, что вложения в озеленение территорий возвращаются за счет более быстрой продажи строящегося жилья, рядом с которым высаживаются деревья.
Роман Мирошников, исполнительный директор ЗАО "Ойкумена", говорит: "Озеленение помогает сформировать более комфортную среду для людей. Благоустроенные сады, парки и скверы — это возможности для занятий спортом, досуга. Они меняют к лучшему общую атмосферу в городе. При этом каждая зеленая зона при грамотном подходе может приносить доход. Яркий пример успешного проекта — реконструированный парк им. Горького в Москве, который сейчас с трудом справляется со спросом населения на такие объекты социальной инфраструктуры".
Игорь Кокорев отмечает, что, как правило, наличие поблизости парков и зеленых зон влияет на выбор покупателей по мере повышения классности жилья, когда стоимость отходит на второй план. Тем не менее, по его словам, проекты по озеленению территории в разных масштабах есть практически во всех крупных проектах. Впрочем, запрос на качественную и комфортную городскую среду, которая включает, в том числе, и зеленые зоны, начинает формироваться и среди покупателей жилья массового спроса.
Денис Жуков, председатель совета директоров "СВП Групп", подсчитал, что парковые зоны, скверы и в целом зеленые территории — одна из самых важных составляющих, которая может прибавлять 5-10% к стоимости жилья.