Школьникам становится тесно
Число учеников в России растет на фоне сокращения числа школ
В 2015 году школьников в России стало больше на 1 млн человек, образовательных организаций — меньше на 1,3 тыс., а зарплаты учителей больше всего выросли в Чеченской Республике и Республике Дагестан (более чем на 20%). Такие данные представила Высшая школа экономики в рамках мониторинга системы общего образования. По большинству показателей мониторинга сохраняется сильная межрегиональная дифференциация, а часть субъектов показывает отрицательную динамику по целому ряду показателей.
Высшая школа экономики представила результаты третьего мониторинга системы образования. Мониторинг всех уровней образования проводится ежегодно согласно вступившему в силу в 2013 году закону "Об образовании", по которому информация о системе образования должна быть "открытой и доступной". "Раньше мы узнавали о том, что происходит в системе образования, как геологи, которые ходят по стране и что-то меряют в одном месте, потом — в другом,— вспомнил на презентации доклада научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.— А сейчас у нас появился инструмент, который, как спутник, может покрывать всю территорию и наблюдать за ней все время".
ВШЭ представила данные, касающиеся школ и дополнительного образования, которые получены от Росстата, региональных и муниципальных властей и в результате социологических исследований. Показатели мониторинга утверждены приказом Минобрнауки. Среди них, например, материально-техническое оснащение школ (водопровод, канализация, доступ к интернету) и финансово-экономические характеристики, в том числе отношение зарплат учителей к средней зарплате по региону. Напомним, согласно майским указам президента, с 2012 года зарплата учителей должна равняться средней по региону и не опускаться ниже этой границы. Выполнение этих обязательств полностью лежит на регионах. По данным ВШЭ, все субъекты России в 2015 году достигли целевого показателя майских указов. "Сейчас мы говорим о следующем шаге, ряд регионов уже идет дальше: в некоторых средняя зарплата педагога достигает 130% от средней по региону",— пояснил ведущий аналитик центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ Сергей Заир-Бек: по его словам, речь идет о Крыме (131%) и Севастополе (130%). Наибольший прирост по этому показателю с 2013 года отмечается в Дагестане (динамика 25,4% — до 125% от средней по региону) и в Чеченской Республике (динамика 23,9% — до 126% от средней по региону). Как сообщал "Ъ", 2 августа учитель из Дагестана обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с вопросом, почему учителя в России получают зарплату 10-15 тыс. руб. В ответ господин Медведев посоветовал учителям зарабатывать деньги в бизнесе. По данным Росстата на апрель 2016 года, средняя зарплата учителей в Дагестане составляла 15 702 руб. Отрицательную динамику показали два региона: Псковская область (минус 2,6%) и Хабаровский край (минус 2,9%).
Из доклада следует, что к началу 2015/2016 учебного года российских школьников стало больше на 1 млн человек по сравнению с 2013/2014 учебным годом. Этот рост происходит на фоне сокращения числа школ: с 43 210 школ в 2014 году до 41 893 — в 2015-м. Безусловный лидер в реорганизации сети общеобразовательных учреждений — Москва: с 2013 по 2015 год в городе стало меньше на 628 школ. На втором месте Тульская область — ликвидировано 26 школ. Реорганизация приводит к сокращению общей площади всех школьных помещений в расчете на одного ученика.
"В сельских школах учителей становится все меньше, тогда как в городских их число увеличивается",— отмечают авторы доклада. Так, за последние три года в городских школах учителей стало больше на 29,6 тыс. человек, а в сельских — на 4,5 тыс. человек меньше (общая численность педагогов в 2015 году — почти 1,292 млн человек). В сельской местности также наблюдается отток молодых преподавателей: хуже всего ситуация в Ингушетии, где за два года число сельских учителей уменьшилось на 12,7%. При этом материально-техническая база школ стабильно улучшается по всем направлениям. Канализация есть в 88,4% российских школ, центральное отопление — в 93%, водопровод — в 90,9%. Но 100% по всем трем показателям в 2015 году достиг лишь один регион — Чукотский АО.
Авторы подчеркивают значительную межрегиональную дифференциацию. В Тюменской области на одного учителя приходится 20 учеников, в Москве — 7,9, а среднее число по России составляет 13,24. Руководитель центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий отметил, что и рост охвата школьников дополнительным образованием происходит в основном "за счет роста регионов-лидеров, в то время как ситуация в регионах-аутсайдерах остается практически неизменной". Господин Косарецкий считает, что мониторинг необходим не просто для определения средних значений показателей, а "для принятия управленческих решений" — в том числе в пользу регионов-аутсайдеров. Не позднее 25 декабря Минобрнауки представит итоговый доклад по мониторингу всех уровней образования в правительство РФ.