«Первые шаги в переговорах с Трампом могут делаться через доверенных лиц»
Директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов в интервью «Ъ FM»
Общение Владимира Путина и Дональда Трампа ограничилось пока одной поздравительной телеграммой. Об этом заявил Дмитрий Песков. По его словам, у Кремля не было контактов с членами команды нового президента США. Песков напомнил, что инаугурация Трампа состоится только в январе, а пока Москва поддерживает связь с администрацией Барака Обамы. В свою очередь Дональд Трамп уже успел поговорить по телефону с лидером КНР Си Цзиньпином и встретиться с британским политиком Найджелом Фараджем, выступающим за Brexit. Когда и как Россия должна начать диалог с новым руководством США? Ведущий «Коммерсантъ FM» Марат Кашин обсудил тему с директором Института США и Канады РАН Сергеем Роговым.
— Сергей Михайлович, вы верите в то, что действительно нет никакого диалога между Москвой и новой администрацией США? В таких случаях обычно дожидаются инаугурации избранного президента или все-таки какие-то переговоры идут?
— Определенные контакты во время избирательной кампании были, но не прямые, я имею в виду между кандидатом в президенты и российским руководителем, а на рабочем уровне были контакты с некоторыми советниками Трампа, я тоже с ними встречался. Но, конечно, это нельзя считать официальными переговорами. А Трамп еще до выборов заявил, что он якобы готов встретиться с Путиным до инаугурации. Это, конечно, был бы беспрецедентный шаг, и пока нет никаких свидетельств, что Трамп намерен выполнить свое обещание. Он вообще столько наобещал во время избирательной кампании, что сейчас с этим ему предстоит разбираться, а пока он занят формированием новой администрации, и это, конечно, очень серьезная задача. Предстоит назначить 4 тыс. высших чиновников, в том числе и тех, кто займет ключевые посты: государственный секретарь, министр обороны, советник по национальной безопасности. Но я не исключаю, что через несколько недель начнутся и предварительные контакты.
— А как обычно они происходят? Кто первым заводит разговор? Это посольства, спецпосланники? Кто должен инициировать?
— Тут никаких правил нет. Зависит от желания сторон, ну и, как правило, какие-то первые шаги могут делаться через доверенных лиц, например, поездка представителя российского руководства или представителя Трампа, соответственно, в Вашингтон или Москву. Но пока еще даже не видно повестки, которую они могли были бы обсуждать. Поскольку Обаме находиться у власти в качестве «хромой утки» еще больше двух месяцев, то, очевидно, какие-то официальные переговоры просто исключены.
— Когда уже будет установлен официальный контакт, какие вопросы Россия поднимет первым делом, по вашему мнению? Что не терпит отлагательств?
— Я думаю, что существует несколько вопросов, которые хотелось бы обсудить неотложно, но, еще раз хочу сказать, пока Трамп не президент, делать это преждевременно. Поэтому, наверное, разговор можно вести об общем состоянии российско-американских отношений, о том, как предотвратить консолидацию новой холодной войны. И Трамп говорил о том, что хорошо бы Россия и Америка были бы друзьями в этом мире, хорошо было бы выяснить, что он имел в виду.
Еще одна проблема, но, опять же хочу сказать, это преждевременно обсуждать, — взаимодействие России и США в Сирии. Трамп говорил, что у нас общий противник «Исламское государство», и мы должны фактически быть союзниками в Сирии. Я думаю, что эту позицию Трампа разделит и Россия. Но как он может вести переговоры, пока он частное лицо? И хочу обратить внимание на то обстоятельство, что во главе переходной команды Трамп оставил своего вице-президента, точнее говоря, будущего вице-президента Майка Пенса, а он придерживается куда более жестких взглядов по России, традиционных для республиканцев, чем Трамп.
— Пенс — это дело уже следующее, сначала пусть Трамп пройдет через все официальные процедуры, а потом уже мы с вами обсудим и эту историю.
— Какие официальные процедуры?
— Инаугурация.
— Пенс играет ведущую роль в назначении ключевых игроков. Процедура одна: 20 января — принятие присяги.