По шампанскому выстрелят акцизом
Госдума предлагает поднять налог на игристые вина
Бюджетный комитет Госдумы РФ одобрил поправки, предполагающие повышение акцизов на игристые и шампанские вина. Менее всего новшества повлияют на предприятия, которые выпускают вина защищенного географического наименования из винограда местного производства. Депутаты, в частности, оправдывают эту меру защитой отечественных производителей от конкурентов, использующих импортные виноматериалы. Участники рынка и эксперты, однако, утверждают, что главная цель поправок — пополнение бюджета, поскольку развитие отечественного виноградарства требует не повышения акцизов на продукцию из импортных виноматериалов, а серьезных вложений в развитие производственной инфраструктуры. Они также подчеркивают, что Росалкогольрегулирование не выдает лицензии на «защищенные» вина, что еще более затрудняет переход предприятий на продукцию, облагаемую более низким акцизом.
В субботу комитет Государственной думы по бюджету одобрил поправку, согласно которой в 2017 году будут повышены акцизы на игристые вина и шампанское. Инициатором поправки стал депутат партии «Единая Россия» Евгений Федоров. Автор документа предложил увеличить ставку акциза на игристые и шампанские вина с защищенным географическим наименованием на 5 руб. — с 14 до 19 руб. на литр. Ставка для незащищенных вин вырастет с 26 до 36 руб. на литр. В документе также прописано, что акциз предложено увеличить только в 2017 году — в последующие два года увеличения не предполагается. В руководстве комитета полагают, что такая мера защитит крымских производителей от поставщиков виноматериалов из Турции.
По мнению начальника отдела анализа, контроля и приема деклараций минсельхоза Краснодарского края Эмиля Минасова, логика этого заявления хромает, а повышение акцизов почти в два раза в условиях снижения покупательского спроса неуместно. «Еще неизвестно, претворят ли эту инициативу в жизнь, ведь поправка не была принята единогласно. Но в любом случае непонятно, при чем тут Крым: он даже не входит в пятерку лидеров по производству шампанского. На первом месте — Санкт-Петербург, потом Краснодарский край, затем Кабардино-Балкария». Господин Минасов отмечает, что более низкий акциз на вина защищенного географического наименования не стимулирует сам по себе перехода производителей шампанского на выпуск данной категории напитков. «Вина защищенного наименования Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (РАР) не дает производить — просто не выдает лицензию, в том же Крыму она есть только у двух предприятий. Нашим — кубанским производителям отказывают по формальным причинам. Тут вмешиваются какие-то политические моменты, а негативно эти поправки скажутся на всей отрасли»,— отметил господин Минасов.
Председатель комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров отметил, что поправка позволит создать равные условия для всех производителей на рынке. В октябре правительством было принято решение о повышении акцизов на тихие вина, и тогда, со слов бизнес-омбудсмена Бориса Титова, семье которого принадлежит компания «Абрау-Дюрсо», участники рынка именно этого игрока обвиняли в лоббирование собственных интересов. Как теперь отмечает господин Титов, нынешние поправки опровергают данную версию. «Любой российский производитель игристых вин будет вынужден поднять цены. Повышение акцизов на игристые вина окажет влияние на стоимость самых массовых вин, то же „Российское” или „Советское шампанское” на полке подорожают как минимум на 10%. Спрос упадет, потому что покупательская способность у людей становится все ниже, и это невыгодно никому. Кого накажет Госдума перед Новым годом? Простых россиян»,— сказал господин Титов, добавив, что его как председателя Союза виноградарей и виноделов России больше всего волнует повышение акцизов на вина защищенного географического наименования, то есть сделанных из винограда, выращенного в России. «Пусть оно небольшое, но несет отрицательный контекст. Долгие годы мы боролись за то, чтобы все признали, что отечественное вино — это гордость страны. Что все страны всячески стимулируют его развитие, а не обкладывают акцизами и налогами. Нам многого удалось добиться: акцизы были хотя бы снижены, было облегчено законодательство по лицензированию, рекламе и пр. А теперь опять правительство по существу заявляет о том, что виноделие нам не нужно и от поддержки переходит к фискальному гнету. Доход от увеличения акцизов мизерен (по нашему расчету — не более 5 млрд руб.), а отрасль станет для инвесторов непривлекательной. Вот такие двойные стандарты политики импортозамещения»,— заявил господин Титов.
По мнению эксперта торгового дома «Винная долина» Сергея Симбирцева, предложение комитета Госдумы можно рассматривать как попытку заставить производителей использовать для производства напитков местный виноград, однако даст оно противоположный эффект. «Если это желание заместить импортный виноматериал, то оно принимает крайне причудливые формы: пострадает в итоге и производитель, и потребитель. Цены в двести пятидесятый раз вырастут, а того эффекта, которого добиваются наши законотворцы, не будет. Ведь местный же виноград невозможно достать из кармана. Надо заложить виноградники — для этого нужны земли, саженцы, деньги, работники, и все это требует огромных и временных затрат. Суть данной поправки в том, чтобы снизить дефицит бюджета».
По словам председателя кубанской СРО «Виноградари и виноделы» Николая Пинчука, поправки отрицательно скажутся на развитии отрасли: «Мы получим обратную реакцию — увеличится производство напитков из ввозимого материала. А главное, инвесторы гарантированно не захотят вкладывать деньги в виноделие. В условиях нестабильности, когда государство обещает сегодня одно, а уже завтра делает совсем другое, рассчитывать на развитие отрасли и инвестиции не приходится».