От «Эколайнера» ушел пар
Из-за конфликта совладельцев остановился завод гофротары в Воронеже
Между воронежскими бизнесменами Леонидом Зенищевым и Александром Тюриным, совладельцами ООО «Эколайнер» — завода по производству бумаги и гофрокартона проектной мощностью 5,5 тыс. т в месяц, разгорелся открытый конфликт. Господин Зенищев обвинил партнера в саботаже — неизвестные перекрыли поступление пара на предприятие, из-за чего завод остановился. Простой стоил части зарплаты рабочим, которые вчера вышли на пикет с обвинениями против господина Тюрина. Он отрицает свою причастность к инциденту. Стороны обвиняют друг друга в желании получить контроль над предприятием и пока не намерены идти на компромисс.
О детективной истории с остановкой производства на «Эколайнере» „Ъ-Черноземье“ рассказал депутат облдумы Николай Назаров, глава воронежского филиала «Квадры», поставляющей пар на завод. По его словам, принадлежащая «Квадре» воронежская ТЭЦ-1 направляет пар по ответвлению от паропровода, часть которого проходит по территории соседнего с «Эколайнером» ООО «Левобережные очистные сооружения» (ЛОС). Проблемы начались осенью, после того как ЛОС передали ветку паропровода в аренду воронежскому ООО «Органика». Это предприятие господин Назаров характеризует как «фирму-пустышку». «Ночью нам сообщили, что по ветке больше не поступает пар. Наши специалисты приехали, чтобы отремонтировать ее, но на месте — территории торговой базы на улице Новосибирской — их встретили сотрудники ЧОП, которые просто никого не подпускали», — рассказал топ-менеджер. Вскоре неизвестные вырезали около 3 м трубы, а сотрудники «Квадры» смогли до нее добраться только через несколько дней «после привлечения властей». В конце прошлой недели сотрудники охранного предприятия пришли уже в тепловой пункт на территории ЛОС и перекрыли подачу пара на «Эколайнер» оттуда. «Туда и сейчас никого не пускают. Прямо в тепловом пункте разместились чоповцы, даже спортзал себе уже оборудовали», — отметил он.
Господин Назаров не стал говорить о том, кто виновен в случившемся, но напомнил, что по федеральному законодательству «владелец трубы просто так не может лишить потребителя тепла». «Эта “Органика” не имеет ни сотрудников, ни должной аттестации для работы с объектом. По сути, я считаю эти сети бесхозяйными, а значит, опять же по закону, возможно, буду вынужден взять на себя их эксплуатацию», — предупредил он.
Прекращение подачи пара уже привело к остановке завода с 10 ноября. Около 90 рабочих предприятия вышли вчера на пикет к зданию облдумы с лозунгами против одного из владельцев, депутат гордумы Александра Тюрина: «Остановите преступников, блокирующих пароснабжение», «Тюрин лишил нас работы», «Тюрин использует ЛОС для противоправной деятельности». Начальник производства «Эколайнера» Сергей Белоусов, один из инициаторов пикета, утверждает, что именно Александр Тюрин виновен в ситуации. «Остановка завода привела к тому, что люди потеряли тысяч по десять из своих зарплат. Для нас существенная цифра. Когда мы сами приходили к чоповцам и просили вернуть пар, они говорили, что сделают это, только если разрешит Тюрин», — сообщил он.
Фактически руководящий предприятием другой его совладелец Леонид Зенищев в беседе с „Ъ-Черноземье“ настаивал на том, что не организовывал пикет, а «люди вышли сами»: «Я бы не стал прямо связывать противоречия собственников с проблемами рабочих, в чем они виноваты?»
Господин Зенищев, Александр Тюрин и его партнер Алексей Гребенников строили завод «Эколайнер» с 2011 года. По оценке господина Зенищева, только привлеченные им инвестиции в проект превысили 1 млрд руб. (ранее общая сумма инвестиций в объект оценивалась в 700 млн руб. — „Ъ-Черноземье“). Проектная мощность предприятия — 5,5 тыс. т в месяц, однако, по признанию Леонида Зенищева, в реальности завод никогда не производил больше 4,7 тыс. т ежемесячно. «На такой показатель мы вышли в августе нынешнего года. Порог безубыточности — 3,5–3,7 тыс. т. Ранее предприятие почти постоянно генерировало убытки», — объяснил бизнесмен. Основным кредитором «Эколайнера» выступает Сбербанк. По данным господина Зенищева, компания должна выплатить финорганизации 460 млн руб. до 2020 года, а ежемесячное обслуживание займа обходится в 9 млн руб.
По словам Леонида Зенищева, конфликт с Александром Тюриным длится с начала нынешнего года. «В какой-то момент мы поняли, что у нас несовместимые подходы к ведению бизнеса. Он отлично понимает, как работает предприятие, но лишь в теории, а на практике часто принимает вредные для завода решения. Доходило до того, что инженеры “Эколайнера” были готовы уволиться, если Тюрин станет ими руководить», — описывает ситуацию господин Зенищев. Бизнесмен говорит, что предложил Александру Тюрину «вполне рыночную цену» за его долю — 140 млн руб. «Он согласился, причем сначала сделка была не чисто денежной, в ней фигурировали объекты недвижимости. Затем он потребовал всю сумму деньгами и сразу. Я обратился к спикеру гордумы Владимиру Ходыреву и лидеру отделения “Единой России” Владимиру Нетесову, чтобы они помогли как-то разрешить ситуацию. Но вчера, когда мы вышли от Нетесова, Тюрин сказал, что не собирается больше продавать долю. А хочет, чтобы “Эколайнер” платил налоги и дивиденды ему. Налоги мы и так платим, а о дивидендах не может быть и речи: даже если они появятся — их забирает Сбербанк в счет погашения долга», — пояснил господин Зенищев.
Он видит два возможных выхода из ситуации — «либо Тюрин все же образумится и продаст долю, либо мы вместе продадим ее стороннему инвестору». По словам бизнесмена, ранее он уже вел переговоры о продаже завода с «одним из крупнейших участников рынка», но цена в 1,2–1,5 млрд руб., предварительно названная, его не устроила.
Александр Тюрин утверждает, что не имеет отношения к блокировке подачи пара на завод. Он считает, что конфликт начался после того, как несколько месяцев назад на одном из собраний собственников «Эколайнера» он проголосовал против кандидатуры Игоря Зенищева на пост генерального директора завода. «Почему? Потому, что недоволен менеджментом предприятия, — поясняет господин Тюрин. — Я хочу, чтобы предприятие платило налоги и отдавало мне дивиденды. Этого пока не происходит». По словам бизнесмена, руководство «Эколайнером» и его финансовые операции сегодня ведутся через ряд юридических лиц, в их числе ООО «Воронежский бумажник» и «Воронежская бумажная мануфактура». «Они существуют три квартала, а потом отправляются в помойку. Кроме того, Зенищев ведет строительство котельной на участке, который он у меня забрал, прямо около здания завода. Я вижу в этом высокие риски, а хочу, чтобы все было по закону. Да, он несколько раз предлагал мне продать долю за 130 млн руб., но я не хочу выходить из проекта, который является моим детищем. Да и вообще вложил я гораздо больше, чем эта сумма», — рассказал Александр Тюрин.
Вчера к собравшимся представителям завода вышел спикер регионального парламента Владимир Нетесов. Он недоумевал, почему жаловаться на депутата городской думы митингующие пришли к областной, но все же порекомендовал оставить контакты и «внести предложения» на бумаге.