Звучное обвинение
За что от "Яндекса" потребовали $29 млн
Музыкальный сервис Zvooq начал судиться с "Яндексом" из-за "переманивания сотрудников". Сумма иска — $29 млн. Разбирательство проходит на Кипре. Zvooq обвиняет "Яндекс" в нарушении договора о неразглашении, который компании заключили в начале этого года. В документе был пункт, что ни одна из сторон не может нанимать работников контрагента в течение шести месяцев. Несмотря на это, некоторые специалисты Zvooq перешли в сервис "Яндекс. Музыка". Истцы настаивают, что это помешало им в продвижении продукта, и в итоге Zvooq привлек меньше инвестиций. В "Яндексе" факт переманивания сотрудников отрицают. Доказать в суде, что конкурент "увел" работника крайне сложно, полагает партнер юридической группы "Яковлев и партнеры" Татьяна Кормилицына.
"Чтобы доказать убыток, нужно доказать факт возникновения убытков — те денежные средства, которые бы Zvooq однозначно получил, но не получил. Дальше нужно установить причинно-следственную связь между фактом возникновения убытков и самими действиями — опять большой вопрос. Ну да, знала она что-то, но знать — это не значит кому-то рассказать, реализовать. Может, "Яндекс" ничего и не делал, они разместили прямую вакансию, а сотрудница нашла эту вакансию, посмотрела, ей понравилось, пришла на собеседование, устроилась работать. Это тоже вопрос, который подлежит исследованию", — рассказала Кормилицына.
Как часто в России компании переманивают сотрудников у конкурентов? Гендиректор кадрового агентства Penny Lane Personnel Татьяна Долякова отмечает, что в кризис эта практика стала очень распространенной.
"Последние два года мы видим, что переманивание усиливается.Есть такая теория, что если сотрудники находятся в открытом доступе, они не очень эффективны. Поэтому сотрудники, которые сейчас работают, а тем более проработали последние два года в достаточно сложных условиях, достаточно эффективны и успешны. Как правило, компании заключают между собой соглашения и в трудовом договоре прописывается, что сотрудник не имеет права в течение года переходить в конкурентную компанию. Уловки, конечно, есть, но если работодателю необходим определенный сотрудник, в помощь идут кадровые агентства, начинается поиск через другое кадровое агентство, то есть не своей службы персонала. Получается, что сотрудник сам решил уволиться", — сообщила Долякова.
"Коммерсантъ FM" узнал у руководителей российских компаний, как они относятся к охоте на персонал конкурентов.
Генеральный директор IT-компании Group-IB Илья Сачков: "В области IT в чем большая проблема? Если мы говорим о разработчиках, которые пишут какой-то программный код, связанный с интеллектуальной собственностью, то работодатель никаким образом не защищен от перехода такого сотрудника к конкуренту. Нередки в России примеры, когда целая IT-команда уходит из одной компании в другую".
Генеральный директор российского представительства компании "Рентрак" Роман Исаев: "Не вижу в этом проблемы. Специалист, как бы цинично это ни звучало, это все равно товар. Товаром являются его знания, его связи в индустрии. Киноиндустрия — это очень тесный мир, где практически все знают друг друга в лицо. Нет совершенно предвзятого отношения к переходу специалистов из одной компании в другую, это происходит довольно часто, потому что нельзя взять человека из совершенно другого бизнеса и через месяц получить от него тот уровень эффективности, который тебе даст опытный персонал".
Генеральный директор хедж-фонда "Волга-Капитал" Станислав Машагин:
"Я, конечно же, отношусь к конкурентности положительно. Все-таки перед нами сотрудник, конкурирование за сотрудника. Если сотрудник этого достоин, то при прочих равных это неплохо. Надо отметить, что не стоит пытаться любой ценой сотрудника взять, поскольку все-таки специалистов стало достаточно много, таких вот незаменимых практически не существует".
Как отмечают эксперты, в России чаще всего сотрудников у конкурентов переманивают компании из IT-сектора, телекома и банковской отрасли.