Великое воссоединение
В Париже воздали почести Сергею Щукину и его знаменитой коллекции
В фонде Louis Vuitton с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года проходит выставка "Шедевры нового искусства. Собрание Сергея Щукина. Государственный Эрмитаж--ГМИИ им. А. С. Пушкина". Промышленник Сергей Щукин начал собирать свою коллекцию в конце XIX века, покупая работы малоизвестных тогда Моне, Гогена, Ван Гога, Сезанна, Матисса, Пикассо и других художников. В 1920-х годах коллекция Сергея Щукина была национализирована и соединена с коллекцией Ивана Морозова в Музей нового западного искусства. Музей закрыли в 1948 году, коллекцию Щукина разделили между Эрмитажем и ГМИИ имени А. С. Пушкина. Директор ГМИИ имени А.С.Пушкина МАРИНА ЛОШАК рассказала о проекте, благодаря которому части коллекции впервые за долгие годы были объединены в Париже.
— Можно ли назвать эту выставку исторической?
— Это важнейшее событие года, выставка совершенно уникальная по тем усилиям, которые были приложены всеми сторонами для того, чтобы проект осуществился. Чтобы воплотить все это в большую, единую историю, была проделана гигантская работа. Но теперь одна из главных столиц мирового искусства, Париж, и Фонд Louis Vuitton предоставили всем возможность узнать про нашего героя — гениального русского коллекционера Сергея Ивановича Щукина.
— Кто был инициатором этого проекта?
— Идея выставки принадлежала большому другу Пушкинского музея и внуку Щукина Андре-Марку Делок-Фурко. Благодаря ему были сделаны первые шаги, и последующие тоже. Фонд Louis Vuitton я считаю очень правильным местом для экспонирования наших шедевров. Это место, созданное крупнейшим коллекционером современного искусства Бернаром Арно, совершенно замечательно устроено, там работают очень профессиональные люди. Куратор выставки Анна Балдассари, Сюзан Паже, арт-директор Фонда Louis Vuitton,--исключительно тонкие специалисты в этой области, как и вся команда людей, которая работала над созданием выставки.
— В чем состоит главная идея выставки?
— Мы наконец смогли продемонстрировать миру лучшего коллекционера современного западного искусства в его истории. В том, что Сергей Щукин был им, я абсолютно уверена, потому что мы знаем всех коллекционеров и сравниваем результат этого коллекционирования. Щукин, безусловно, самый важный из коллекционеров XX века. И мы, и Эрмитаж сегодня отдаем все долги по отношению к этому фантастическому человеку. Его коллекция, попав в собрание двух музеев, объединилась в Париже — городе, где жили художники, чьи произведения он покупал. Художники, которых он любил, которые росли и менялись благодаря ему. Неизвестно, как сложилась бы судьба Анри Матисса, если бы он не встретился с Щукиным. Именно Щукин открыл миру и Матисса, и Пабло Пикассо.
— В экспозицию вошли не только полотна из коллекции Щукина, но и работы русских авангардистов?
— Мы показываем в Париже беспрецедентные шедевры, дающие представление о том, кем был Щукин. 65 вещей из залов Пушкинского музея, 65 вещей из Эрмитажа, а также произведения художников русского авангарда из Третьяковской галереи, и региональных музеев. Потому что невозможно говорить о Щукине, не учитывая роль, которую сыграла его коллекция в становлении наших авангардистов. Художники, которые стали славой русского искусства XX века, русского авангарда, благодаря собранию Щукина смогли увидеть самое важное из современного искусства, которое тогда делалось в Европе. Это оказало на них огромное влияние, сформировало их как личности и как художников.
— Выставку сопровождает дополнительная культурная программа?
— Фонд Louis Vuitton организовал очень большую параллельную программу, изданы три каталога — на французском, английском, и русском языках, биография Щукина и масса сопутствующей литературы. Усилиями фонда был подготовлен документальный фильм о Щукине для французского телеканала, а также готовится художественный фильм. То есть мы стараемся сделать все возможное для того, чтобы имя Щукина стало известным, чтобы оно не звучало после имен тех художников, которых он собирал. Потому что по значимости своей для искусства Щукин был равен тем художникам, работы которых он приобретал. До недавнего времени имена Щукина и Морозова вообще звучали через черточку, что крайне несправедливо для этих двух очень разных коллекционеров, каждый из которых абсолютная звезда на небосклоне XX века. Мы начали с Щукина, и я очень надеюсь, что теперь это труднопроизносимое во Франции имя станет наконец-то заслуженно и хорошо известным.