Китайское предупреждение Дональда Трампа
Будущего президента США в Азии ждут серьезные испытания
Китайские СМИ резко изменили тон относительно избранного президента США Дональда Трампа и назвали его "человеком, который может укрепить двусторонние отношения". Начавшееся переосмысление победы Дональда Трампа и ее значения для отношений двух стран последовало за состоявшимся в понедельник телефонным разговором избранного президента США с лидером КНР Си Цзиньпином. В Пекине рассчитывают, что прежняя риторика победившего на выборах республиканского кандидата, называвшего Китай одной из главных угроз США наравне с международным терроризмом, уйдет в прошлое.
Азию видел только в кино
По количеству упоминаний в ходе предвыборной кампании Дональда Трампа Китай уступал только "Исламскому государству" (ИГ; запрещено в России). При этом главный торгово-экономический конкурент США в описаниях республиканского кандидата выглядел едва ли не столь же зловещей силой. Основные претензии Дональда Трампа сводились к тому, что Пекин сознательно занижает курс своей валюты, чтобы китайские производители получили преимущества перед американскими. В связи с этим господин Трамп призывал "объявить Китай валютным манипулятором" и ввести 45-процентные пошлины, которые бы компенсировали разрыв. "У нас уже идет торговая война. И мы ее проигрываем",— заявлял Дональд Трамп.
Китайская пресса в долгу не оставалась. "Восхождение расиста на американский политический олимп не сулит ничего хорошего,— предупреждал националистический таблоид "Хуаньцю шибао".— Муссолини и Гитлер пришли к власти демократическим путем. Серьезный урок для западной демократии". Впрочем, большая часть официальных СМИ и государственных чиновников Китая предпочитали никак не комментировать перспективы избрания господина Трампа, не веря в его победу.
В ходе своей кампании Дональд Трамп практически не предъявлял Китаю политических претензий. В отличие от демократического кандидата, экс-госсекретаря Хиллари Клинтон, его не интересовали права человека, проблемы Тибета и Синьцзяна, Тайваня и индийско-китайской границы. Лишь несколько раз Дональд Трамп упоминал неправомерность поведения КНР в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, где Пекин ведет территориальные споры с азиатскими союзниками США. "Мощное военное присутствие (в Южно-Китайском море.— "Ъ") пошлет Китаю и другим странам Азии сигнал о том, что США вернулись и снова готовы быть мировым лидером",— гласил сайт бизнесмена.
Дух Рональда Рейгана
Лишь 7 ноября, за сутки до выборов, советники Дональда Трампа Александр Грей и Питер Наварро опубликовали на страницах журнала Foreign Policy полноценную азиатскую программу будущего президента. Основные ее положения укладываются в логику традиционного республиканского подхода. По мнению авторов, в последние годы Китай серьезно укрепился в экономическом и военном плане благодаря мировому финансовому кризису и огромному торговому профициту с США.
По версии советников Дональда Трампа, "поворот в Азию" нынешней администрации в Белом доме провалился из-за сокращения расходов на флот. В результате за время правления Барака Обамы "Пекин насыпал 12 квадратных километров искусственных островов в Южно-Китайском море, в одностороннем порядке объявил воздушную идентификационную зону в Восточно-Китайском море, расширил свои противозаконные территориальные претензии на пространстве от Индии до Индонезии и стал еще меньше уважать права человека".
Обвинив администрацию Обамы в слабости и непоследовательности, советники Дональда Трампа обозначили два ключевых принципа его будущей политики.
Во-первых, "США больше не будут приносить экономику в жертву внешней политике, реализуя проекты Транстихоокеанского партнерства и Североамериканской зоны свободной торговли".
Во-вторых, Дональд Трамп вернется к концепции "мир через превосходство в мощи", существовавшей при президенте Рональде Рейгане. Она подразумевает резкое наращивание военных расходов, увеличение количества кораблей с 274 до 350 и призыв к союзникам США, прежде всего Японии и Южной Корее, увеличить свой вклад в создание американского военного кулака в регионе.
"Эта концепция произведет на азиатских союзников США, испытывающих давление Китая, более сильное впечатление, чем вялая политика Барака Обамы,— заявил "Ъ" ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.— Для России это хорошо тем, что предложенная Трампом программа действий в Азии может быть реализована лишь путем сокращения американской активности в других регионах". По мнению эксперта, новый президент не сможет одновременно наращивать военное присутствие США в Азии и в Восточной Европе.
Все сложнее, чем кажется
Впрочем, делать окончательные выводы о том, какой будет китайская политика Дональда Трампа, пока рано. Избранный президент никогда не имел доступа к материалам разведки, и знакомство с ними может серьезно изменить его картину мира. Тем не менее определенные выводы можно сделать уже сегодня.
"Торговая война" с Китаем в случае ее продолжения будет иметь серьезные последствия. Подтверждением этого могут служить попытки оказать давление на Пекин, предпринятые предыдущей администрацией в Белом доме. В 2009 году Барак Обама ввел тариф в размере от 25% до 35% на импорт автомобильных покрышек из Китая. Однако американские рабочие от этой меры ничего не выиграли: освободившуюся нишу на рынке заполнили производители из Южной Кореи и Индонезии. Китай же ввел ответные тарифы на американские автомобили и мясо птицы.
Прогнозируя один из возможных сценариев, "Хуаньцю шибао" в редакционной статье предположила, что в случае введения Дональдом Трампом заградительных пошлин китайские заказы на самолеты Boeing будут заменены заказами на Airbus, продажи iPhone и американских автомобилей существенно уменьшатся, а закупки американской сои и кукурузы прекратятся.
"Судя по тону разговора Трампа с Си Цзиньпином, торговая война не стоит на первом месте среди его приоритетов,— говорит "Ъ" глава Азиатской программы Международного центра Карнеги Даглас Пал.— Он может к ней прибегнуть, но станет ли — большой вопрос".
Что же касается военной составляющей китайской политики Дональда Трампа, то после критики администрации Барака Обамы за мягкотелость он должен будет проявить себя как сильный и решительный лидер. "Трампу надо будет показать мускулы,— считает профессор Университета Сингапура Эдуардо Арарал.— Быстро восстановить авторитет в глазах союзников, к примеру, у отколовшихся Филиппин". По мнению эксперта, новый президент вполне может начать свой срок с прохода американской эскадры через воды Южно-Китайского моря, которые Пекин считает своей территорией.