Собрание сочинений в десяти годах
Во Владикавказе открылась 10-я «Аланика»
Во Владикавказе начался 10-й международный художественный симпозиум «Аланика», его проводит Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), в нынешнем году включенного в состав РОСИЗО. Юбилейный симпозиум едва не был отменен, но все же состоялся под лозунгом «Юбилей как шанс». О шансах, которые дает «Аланика» Северной Осетии и всему Северному Кавказу, говорит многочастная ретроспективная выставка симпозиума во Владикавказе и Беслане. Из Владикавказа — АННА ТОЛСТОВА.
Первая «Аланика» прошла в Северной Осетии в 2007 году, с 2010-го, когда во Владикавказе учредили Северо-Кавказский филиал ГЦСИ, симпозиум сделался визитной карточкой филиала и стал менять формат: из пленэра для живописцев и скульпторов академической выучки и постмодернистских взглядов он постепенно превратился в главное событие в области современного искусства в регионе. Первыми революционерами оказались калининградские кураторы Евгений Уманский и Елена Цветаева из Балтийского филиала ГЦСИ, работавшие во Владикавказе в 2011 и 2012 годах: они вывели симпозиум в городское пространство, где появились мурали Тимофея Ради, баннеры Сергея Браткова, инсталляции Анны Желудь, и завели летнюю школу «ART Кавказ NEXT», куда съезжаются молодые художники со всего региона: от Ставрополья до Чечни. Получив такую прививку стрит- и паблик-арта производства самых известных художников России, «Аланика» вошла во вкус и начала приглашать знаменитостей кураторского дела из-за рубежа вроде Берал Мадры, создательницы Стамбульской биеннале, или Нава Хака, куратора Музея современного искусства Антверпена (M HKA). На выставках «Аланики» стали появляться звезды ранга ветерана arte povera Микеланджело Пистолетто. У симпозиума сложилась неплохая международная репутация, так что в 2014 году, когда некоммерческую программу ярмарки Art Dubai, посвященную Кавказу и Каспию, курировала группа Slavs and Tatars, Северо-Кавказский филиал ГЦСИ с «Аланикой» пригласили участвовать.
Для юбилейной, десятой «Аланики», которая, как обычно, должна была открыться в августе, выбрали куратора из Польши Анну Смоляк. Минувшей зимой она уже начала работать с художниками, но весной, когда в соответствии с федеральным законом о госзакупках (44-ФЗ) техзадание мероприятия выставили на электронный аукцион, право проводить симпозиум неожиданно выторговало некое ООО «Все будет хорошо» из Москвы. Правда, сделать крупный международный форум современного искусства московская компания с таким оптимистическим названием и специализацией в сфере туристических услуг, естественно, не смогла, а директор Северо-Кавказского филиала ГЦСИ Галина Тебиева расценила ее появление на торгах как попытку «рейдерского захвата».
Однако сорвать проведение 10-й «Аланики» рейдерам не удалось. В августе все же состоялась летняя школа для молодых художников. А в ноябре решили провести конференцию с участием критиков и кураторов из разных регионов России, а также Польши, Белоруссии, Азербайджана и Турции, предъявив городу и миру плоды просвещения в виде ретроспективной выставки из работ, созданных за десять лет симпозиума. Тут-то и выяснилось, что во Владикавказе нет такого выставочного зала, который смог бы вместить целиком юбилейную выставку, сделанную по старой дружбе Евгением Уманским. Поэтому выставка «Юбилей как шанс» получилась в четырех частях: три в самом Владикавказе — в Национальной научной библиотеке Республики Северная Осетия — Алания, Музее истории города Владикавказа и зале Союза художников Северной Осетии — и одна, самая важная, в Беслане — в местном Дворце культуры. Кроме того, в старой персидской мечети Владикавказа, которая в советское время была переоборудована в планетарий, ныне заброшенный, показывают изумительную тотальную инсталляцию «Иллюзии» из неоновых объектов и видео Сабины Шихлинской, одного из пионеров азербайджанского современного искусства, художницы и куратора «Аланики» 2014 года.
Бесланская выставка говорит о том, что современное искусство умнее и тоньше работает с травмой, чем любые официальные памятники и траурные церемонии. Владимир Мигачев пишет пеплом израненные, в бинтах и обугленной земле картины своего горестного «Триптиха». Аслан Гайсумов выкладывает на горном склоне выкрашенными в алый цвет камнями надпись «BLADIКАВКАЗ», и игра кириллических и латинских букв превращает ее в англо-русское слово «Кровавый Кавказ», отсылающее к прошлому и настоящему «Большой игры». Евгений Гранильщиков фотографирует места, где происходили теракты, в Беслане, Владикавказе, Грозном, Москве — полароидные снимки фрагментов асфальта и стен показывают, что они не сохранили следы разыгравшихся здесь трагедий, но следы навсегда сохраняются в нашей памяти. А Анастасия Хорошилова и Диляра Акай решились работать с матерями Беслана и, составляя фотоисторию или свершая поминальный обряд, выступили не только в художнической, но и в социально-терапевтической роли.
Владикавказские выставки позволяют оценить достижения «Аланики» за десять лет. Во Владикавказе перебывали десятки художников Северного Кавказа и всей России, стран бывшего СССР, Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Магриба, делясь опытом с коллегами и публикой на открытых творческих вечерах, почти ежедневно проходящих в дни симпозиумов. «Аланика» может похвастать такими участниками, как Магди Мустафа, группа «Бульон», Деян Калуджерович, Мария Маршалл, Ферхат Озгюр, Джамшед Холиков, Умида Ахмедова — их работы кочуют с биеннале на биеннале. На этом фоне не только не потерялась, но и, напротив, институционально оформилась небольшая осетинская художественная сцена: Захар Валиев, Стас Харин, Алиса Гокоева, Темболат Гугкаев, Казбек Тедеев, причем именно «Аланика» способствовала превращению дизайнера Гугкаева и фотографа Тедеева в художников. Образовалась внушительная коллекция объектов, инсталляций, фотографий и видео, но ее частично пришлось передать в Москву, потому что хранить во Владикавказе негде. Хотя у Северо-Кавказского филиала ГЦСИ давно готов архитектурный проект Юрия Аввакумова, по которому руина здания Республиканского выставочного центра в парке Хетагурова должна быть отремонтирована и превращена в центр современного искусства. И тогда на Северном Кавказе мог бы появиться первый настоящий музей современного искусства. Чуть было не испорченный юбилей дал шанс напомнить об этом проекте.