Райгазам хотят вернуть советскую власть
Кубань намерена добиваться закрепления функции контроля домового оборудования за газораспределительными организациями
Региональное министерство ТЭК и ЖКХ намерено обратиться в федеральные органы власти, чтобы закрепить функцию контроля за состоянием бытовых газовых приборов за горгазами и райгазами. Сегодня в крае порядка 30% приборов устанавливается и проверяется другими организациями, в результате чего отсутствует гарантия безопасности их эксплуатации, говорят в ведомстве. По мнению экспертов, отсутствие конкуренции между проверяющими организациями не даст автоматического усиления контроля — его должен осуществлять Ростехнадзор, а ответственность за нарушения нужно ужесточать.
Краснодарский край готовит законодательную инициативу о закреплении функций обслуживания внутридомового газового оборудования исключительно за газораспределяющими организациями — гор- и райгазами. Как отметил губернатор Вениамин Кондратьев, с начала 2016 года в крае произошло восемь взрывов бытового газа, есть пострадавшие, поэтому работа по проверке оборудования должна находиться под особым контролем. Председатель комитета по вопросам ТЭК, транспорта и связи Законодательного собрания края Владимир Чепель сообщил „Ъ“, что вопрос о качестве такого контроля обсуждался на селекторном совещании с профильными заместителями глав муниципалитетов и руководителями райгазов. По словам заместителя министра ТЭК и ЖКХ края Вадима Якушева, в законодательстве проверка газового оборудования возложена на «специализированные организации», из которых лишь часть является газораспределяющими (ГРО). Министерство ТЭК и ЖКХ намерено обратиться в федеральные органы власти с предложением закрепить данную функцию исключительно за ГРО.
«В советское время представители райгазов регулярно проводили проверки оборудования, тяги, все данные фиксировались. Сегодня такой функции у райгазов нет — этим занимаются коммерческие структуры. По идее они должны сообщать поставщику о проведенных проверках, однако на деле этого не происходит»,— говорит господин Чепель. «Газовое хозяйство оказалось вне внимания как органов местного самоуправления, так и служб, которые раньше занимались контролем в этой сфере»,— подтверждает руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Николай Денисов.
По данным Владимира Чепеля, муниципалитетам края дано поручение провести сравнительный анализ ситуации, в каком состоянии газовое хозяйство находилось до того, как функции контроля были сняты с ГРО, и какова ситуация сегодня. «Если анализ покажет, что ситуация ухудшилась, это даст основания обращаться с законодательной инициативой в федеральные профильные ведомства — Минэнерго, Государственную думу и поднимать вопрос о возвращении ГРО контролирующих функций»,— отметил Владимир Чепель.
Вадим Якушев сообщил „Ъ“, что на сегодня порядка 95% пользователей внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО и ВКГО) заключили договоры с той или иной организацией, при этом 70% — с гор- или райгазом. Задача — довести общее количество договоров до 100% и обследовать состояние приборов в домах, собственники которых обслуживаются не в ГРО. Ориентировочные сроки подведения итогов инвентаризации — февраль 2017 года. При этом господин Якушев сообщил, что функция установщика оборудования за спецорганизациями может быть сохранена, но проверка и принятие в эксплуатацию должны осуществляться специалистами ГРО. Также собеседник „Ъ“ согласился с тем, что у потребителя, воспользовавшегося услугами стороннего установщика, а не сотрудника ГРО, могут возникнуть сложности при принятии ВКГО в эксплуатацию. «Такая проблема может возникнуть, если не сертифицировано само оборудование либо — и прежде всего — материалы, которые применяются для его установки. К примеру, шланги для подводки газа».
Эксперт, автор статей и нормативных документов в области диагностирования газопроводов жилых зданий Борис Соколинский отмечает, что решить вопрос безопасности только передачей функции контроля в газораспределительные организации (ГРО) невозможно. Необходима концепция, учитывающая ситуацию в отрасли в целом, считает собеседник „Ъ“. «В частности, надо ввести жесткую ответственность за несоблюдение правил обслуживания и мониторинга состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Так же необходимо вернуть Ростехнадзору функцию контроля организаций, осуществляющих диагностирование и техническое обслуживание, независимо от того, специализированные они или газораспределительные. Исключение из рынка части игроков, на мой взгляд, однозначно приведет лишь к отсутствию конкуренции. И кто даст гарантию, что ГРО реально будут проверять плиты, газопроводы и газовые водонагреватели в квартирах, а не будут подтасовывать отчетность?» — говорит эксперт. Он также отмечает, что в России существует проблема общего износа газовых сетей, большинство которых закладывалось в конце 50-х — начале 70-х годов. «Есть и проблема человеческого фактора. В силу возраста или заболевания пользователь может просто не закрыть газ. По моему опыту, таких людей немало, но сейчас механизма исключения ЧП в такой ситуации не существует. Выход — при обнаружении проверяющим лицом потенциально опасного пользователя за счет государства устанавливать приборы контроля загазованности, плиту с отсечкой газа при нарушении горения и т. д. Но для этого нужна концепция обеспечения безопасности ВДГО и ВКГО, госпрограмма и госфинансирование»,— отмечает господин Соколинский.