Чин чином вылетает
900 млн руб. за полеты высших чиновников погасят из бюджета
Как стало известно "Ъ", у специального летного отряда "Россия" образовалась кредиторская задолженность перед "Аэрофлотом" в размере почти 1 млрд руб. за перелеты высших должностных лиц. Авиакомпания выиграла конкурс на организацию таких перевозок еще в конце 2015 года. Теперь Минфин предлагает покрыть долг за счет ассигнований в 1 млрд руб., изначально предусмотренных в бюджете 2017 года на транспортные нужды, но потом перенаправленных управделами президента на иные цели.
Минфин предложил способ погашения кредиторской задолженности ФБГУ "Специальный летный отряд "Россия"" (СЛО "Россия") перед "Аэрофлотом" за оказание агентских услуг по обеспечению перелетов высших должностных лиц. Об этом "Ъ" рассказали источники, знакомые с ситуацией. Соответствующие поручения еще в октябре дали Владимир Путин и вице-премьер Аркадий Дворкович, сумма долга — 900 млн руб., поясняют они.
Конкурс на организацию воздушных перевозок высших должностных лиц РФ, который выиграл "Аэрофлот", был объявлен СЛО "Россия" в конце 2015 года. Общая начальная цена закупки составляла 3,9 млрд руб. (около 185 млн руб. за одну услугу). Авиакомпания получила право перевозить официальные делегации и должностных лиц по России, в СНГ, Прибалтику, Европу, США, Канаду, Центральную, Южную Америку, Азию и на Ближний Восток, говорится в материалах госзакупок. Для этих целей планировалось использовать самолеты Ан-148, Falcon, Ил-96, Ту-134, Ту-154, Ту-214, Як-40, а также вертолеты AW139 и Ми-8. Подобные конкурсы "Аэрофлот" регулярно выигрывал с 2012 года; совокупный объем платежей — 12,5 млрд руб. Вчера СЛО "Россия" объявил очередной конкурс — на 2,18 млрд руб., следует из информации на портале госзакупок. Услуги должны быть оказаны в 2017 году.
Согласно документации, в перечень затрат авиакомпании входили, в частности, аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов (включая получение разрешений на пролет территории), предоставление метеорологических и аэронавигационных услуг, проживание и питание экипажа в аэропорту Внуково и в аэропортах назначения, оказание медицинских услуг.
Собеседник "Ъ" пояснил, что в 2017 году размер бюджетных ассигнований на транспортные услуги и обновление основных фондов транспортных учреждений снижен на 1,9 млрд руб. (13% от бюджетных назначений) по сравнению с 2016 годом. При этом изначально сокращение расходов в 2017 году предполагалось только на 6%. Источник "Ъ" пояснил, что дополнительное сокращение бюджетных средств на 7%, или 1 млрд руб., осуществило управделами президента, направив их "на мероприятия, не относящиеся к транспортным услугам".
Теперь Минфин предлагает гасить долг перед "Аэрофлотом" за счет перераспределения этих бюджетных средств. По сведениям источников "Ъ", для решения вопроса образовавшейся задолженности министерство предложило внести коррективы в проект закона о бюджете на период с 2017 по 2019 год в ходе его рассмотрения во втором чтении в Госдуме.
В "Аэрофлоте" отказались от комментариев. В Минтрансе запрос "Ъ" перенаправили в Минфин, где на письменный запрос "Ъ" не ответили. Глава Infomost Борис Рыбак говорит, что правительственные агентства разных стран регулярно проводят подобные тендеры для авиаперевозок чиновников и военнослужащих. Такая практика особенно распространена в США. "То, что этот вопрос уже вышел на уровень руководства страны, говорит о его серьезности",— добавляет господин Рыбак. По его словам, с учетом крайне низкой маржинальности авиационного бизнеса, особенно в нынешних сложных экономических условиях, такая сумма очень важна для операционной деятельности авиакомпании и, конечно, требует восполнения.