Дадут по траншее как следует
СКР расследует, почему первые лица страны на первом пуске с Восточного оказались в окопе
Как стало известно “Ъ”, Следственный комитет России возбудил уголовное дело о мошенничестве, доставившем неудобства руководству страны и военно-промышленного комплекса, их охране, журналистам и десяткам других людей. В апреле этого года никто из них не смог воспользоваться услугами административно-делового комплекса космодрома Восточный, в том числе его гостиницей и спецплощадкой для наблюдения, следя за первым запуском ракеты-носителя «Союз-2.1а» с тремя российскими спутниками буквально из траншеи.
Фигурантами уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК), которое по материалам, собранным управлением «П» ФСБ России, возбудило Главное следственное управление СКР, являются генеральный директор и учредитель ООО «Проектно-строительная компания “Микос”» (ПСК «Микос») известный проектировщик Сергей Островский, а также «неустановленные должностные лица» «Роскосмоса» и ОАО «Ипромашпром».
В ходе расследования было установлено, что в 2013 году в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы» и подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома Восточный» было запланировано строительство административно-делового комплекса космодрома, включавшего помимо прочего пятизвездную гостиницу с бассейном, смотровой площадкой, бомбоубежищем на 500 человек и комбинатом общественного питания. На проектирование объекта из федерального бюджета было выделено 143 млн руб., а выполнение данных работ в соответствии с распоряжением президента РФ поручено генеральному проектировщику Восточного — проектному институту ОАО «Ипромашпром».
По условиям госконтракта, заключенного с «Ипромашпромом», институт для выполнения поставленной перед ним задачи мог привлекать соисполнителей из числа «проверенных, согласованных и одобренных проектных организаций», которые уже положительно зарекомендовали себя при создании космодрома.
Однако, по данным следствия, в качестве соисполнителя было выбрано ООО «ПСК “Микос”», в число таких организаций не входившее. Как полагают в СКР, решение данного вопроса было пролоббировано гендиректором ООО «ПСК “Микос”» Сергеем Островским, имевшим связи в «Роскосмосе», «Ипромашпроме» и других организациях, занимающихся проектированием и строительством объектов Восточного.
Господин Островский с 1986 года работал на различных должностях в 31-м Государственном проектном институте специального строительства (сейчас ОАО 31 ГПИСС). В 2004 году, выйдя на пенсию в звании полковника, он учредил частную проектную организацию ПСК «Микос» и совмещал свою работу в качестве ее гендиректора с должностью главного инженера проекта ОАО 31 ГПИСС. Учитывая опыт господина Островского в проектировании различных объектов на космодромах Плесецк и Байконур, его назначили старшим группы главных инженеров проекта космодрома Восточный от ОАО 31 ГПИСС. По версии участников расследования, господин Островский, тесно общаясь с представителями «Роскосмоса» и руководством других проектных организаций, задействованных в создании космодрома, был осведомлен об особенностях выполняемых на нем работ и их финансирования, что и использовал для хищения бюджетных средств.
Благодаря своим знакомым господин Островский добился привлечения ПСК «Микос» к выполнению работ в качестве субподрядной организации второй очереди. При этом, по данным следствия, он знал, что его компания не обладает техническими и кадровыми ресурсами для выполнения проекта.
Несмотря на то что в установленный контрактом срок ООО «ПСК “Микос”» свои обязательства не исполнило, господин Островский в декабре 2013 года организовал подписание подложных актов сдачи-приемки проектной документации, на основании которых в январе 2014 года на счет его компании поступило более 70 млн руб. Затем, полагает следствие, господин Островский за 10 млн руб. нанял сотрудников ОАО 31 ГПИСС и знакомых архитекторов для того, чтобы они выполнили работы за «Микос». Оставшиеся же 60 млн руб. по фиктивным договорам были перечислены на счета фирм-однодневок и обналичены.
Причем, как выяснили участники расследования, часть обналиченных средств господину Островскому приносили к входу в здание «Роскосмоса». Они не исключают, что проектировщик их тут же откатывал чиновникам.
Если других предполагаемых участников преступной группы следствию еще предстоит установить, то господину Островскому обвинение, очевидно, предъявят в СИЗО. Дело в том, что летом этого года Гагаринский райсуд Москвы признал проектировщика виновным по еще одному эпизоду хищений средств, выделенных на строительство Восточного, и приговорил к пятилетнему сроку и штрафу в 800 тыс. руб. Мосгорсуд недавно оставил приговор в силе.
Согласно приговору, в 2011 году ООО «ПСК “Микос”» по подрядному договору с ОАО 31 ГПИСС должно было выполнить расчеты нагрузок на конструкции сооружений для стартового комплекса «Русь-М» космодрома Восточный. ООО были перечислены более 14 млн руб., однако, узнав, что работы на стартовом комплексе приостановлены, господин Островский не выполнил и свою часть работ. При этом акт сдачи-приемки работ был подделан, а полученные средства обналичены и присвоены. Защита господина Островского о новом деле не знала, а потому от комментариев воздержалась. В госкорпорации «Роскосмос» “Ъ” сообщили, что сотрудникам правоохранительных органов оказывается все необходимое содействие, отказавшись от дальнейших комментариев.
Следует отметить, что административно-деловой комплекс космодрома Восточный так и не был построен. Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на его проектную документацию и сметную стоимость только в октябре этого года. Возведение комплекса обойдется в 2,7 млрд руб.
В результате многочисленным гостям космодрома, в том числе президенту Владимиру Путину, в апреле этого года пришлось наблюдать за первым пуском ракеты-носителя не с комфортабельной площадки, предусмотренной проектом комплекса, а из-за бруствера и вырытых на скорую руку траншей. Доставка же гостей на космодром из ближайших к нему населенных пунктов с использованием вертолетов и наземного транспорта заняла несколько часов и обошлась в миллионы рублей.