Одно от другого
Чем отличается сексизм от мизогинии
Миллионер и недавно избранный президент США Дональд Трамп не раз оказывался в центре публичных скандалов из-за откровенно сексистских высказываний, которые он оправдывал тем, что у него нет времени на «тотальную политкорректность». На его примере “Ъ-Lifestyle” объясняет, где проходит грань, разделяющая сексизм и мизогинию. Ведь для того, чтобы эффективно бороться и с тем, и с другим, нужны точные формулировки.
Понятие «сексизм» шире «мизогинии», так как нейтрально с точки зрения гендера. Оба слова включают в себя значение «предубеждение», но мизогиния (или женоненавистничество) направлено исключительно на женщин. Их значения могут пересекаться, но это не одно и то же. Скажем, утверждение, что мужчины более склонны к насилию, чем женщины, будет сексистским, но не женоненавистническим.
Сексизм предполагает формирование властных отношений по половому признаку. Когда Трамп рассуждал о доступности замужних женщин, которые многое позволяют (в том числе — «хватать себя за промежность»), если ты знаменит, это сексизм. Мизогиния — это прямое публичное унижение женщины. Случай с журналисткой телеканала Fox News Мэгин Келли, которая, по мнению Трампа задавала ему острые вопросы, потому что у нее была менструация («ее глаза налились кровью, а может, и не только глаза»),— самая что ни на есть мизогиния.
Предположение, что профессиональные качества женщины обусловлены особенностями ее пола, по природе своей сексистское, потому что в его основе — эксплуатация гендерных стереотипов. Утверждение «Относитесь к женщинам как к дерьму» — откровенно женоненавистническое.
Женоненавистники всегда сексисты, но сексисты могут не быть женоненавистниками. Когда Трамп обрушил свой сарказм на набравшую вес «Мисс Вселенную—1996» Алисию Мачадо, назвав ее «Мисс Домашнее Хозяйство» и «Мисс Пигги», он выступил как женоненавистник. Однако позиция, предполагающая, что существует некий «нормативный» вес для победительниц конкурса красоты или других женщин, еще и сексистская.
Предложение Трампа наказывать женщин за аборты носит насильственный характер, а значит, это такое же проявление мизогинии, как сексуальная объективация или принижение женщин. Утверждение, что «совсем не важно, что напишут о тебе в СМИ, если ты молода и у тебя красивая задница», сексистское.
Оправдание насилия — это всегда мизогиния. Например, вскоре после того, как Трамп выдвинул свою кандидатуру в президенты, его первая жена Ивана заявила, что он изнасиловал её в 1989 году. Трамп же ответил, что «нельзя изнасиловать собственную жену», еще раз сыграв на патриархальных стереотипах о бесправии женщины в браке.