"Инфарктная" профессия

Кто встает на защиту статусных обвиняемых

Адвокат Алексея Улюкаева раньше никогда с ним не встречался. Об этом сам Тимофей Гриднев заявил "Коммерсантъ FM". Альбина Хазеева выясняла, каким образом высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены выбирают защитников.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

У адвоката Алексея Улюкаева было немало влиятельных клиентов. В разное время Тимофей Гриднев представлял интересы бывшего министра по атомной энергии Евгения Адамова, экс-главы МЕНАТЕПа Платона Лебедева, бывшего первого вице-президента Банка Москвы Дмитрия Акулинина и экс-министра сельского хозяйства Елены Скрынник. Гриднев специализируется на сложных уголовных делах, которые связаны с экономическими и должностными преступлениями.

В беседе с "Коммерсантъ FM" адвокат поделился, что оценить психологическое состояние своего нового подзащитного ему пока сложно — Гриднев и Улюкаев просто не были знакомы. Хотя часто статусные россияне страхуются и находят адвоката до появления серьезных проблем, отметил заслуженный юрист России Михаил Барщевский:

"Умные крупные чиновники и бизнесмены всегда имеют адвокатов на случай непредвиденных обстоятельств. Выбирают его в ситуации спокойной, не острой".

Помимо Тимофея Гриднева, Алексея Улюкаева защищает Лариса Каштанова. Раньше она защищала Светлану Тимонину — фигурантку дела о хищении миллиардов рублей из Банка Москвы. Также стало известно, что представители экс-министра обратились и к третьему адвокату — Александру Вершинину. Среди его клиентов — майор Денис Евсюков, расстрелявший людей в супермаркете, и бывший чиновник СК Михаил Максименко.

Скорее всего, поиском защитников занимались близкие Улюкаева, считает адвокат Захария Калашова ("Шакро Молодого") и бывший адвокат Евгении Васильевой Александр Гофштейн. "В ситуации с задержанным человеком все осложняется еще и тем, что времени, а главное — возможности на поиски адвоката у него нет. Он задержан, он лишен свободы. И единственное право, которым он обладает — это право на один звонок родственникам. Но в ходе этого звонка, который посвящен обычно просто извещению о задержании, невозможно решить вопрос о поиске защитника. Так что функцию эту берут на себя родственники", — рассказал он.

Адвокатов для высокопоставленных лиц часто ищут среди знакомых. Известно, к примеру, что Тимофея Гриднева в свое время рекомендовал Михаил Прохоров бывшему шеф-редактору агентства Ura.ru Аксане Пановой. Значимым критерием становится также громкое имя. Из-за этого состоятельные клиенты нередко совершают ошибку: они выбирают раскрученных в СМИ адвокатов, которые впоследствии "губят" подзащитных. На это указали сразу несколько представителей профессии.

Для самого адвоката резонансное дело — это одновременно удача и большой стресс. Эмоциональное напряжение во время таких процессов бывает очень сильным, заявил вице-президент Федеральной палаты адвокатов Генри Резник: "У нас вообще инфарктная профессия. Она, главным образом, обусловливается не столько отношениями с клиентами, сколько утратой независимости нашего правосудия по такого рода делам. По этой причине тогда, когда адвокаты сталкиваются с небеспристрастностью по такого рода делам, конечно, это не способствует нормальному кровяному давлению".

Известные адвокаты могут отказаться работать с клиентом, если тот решит пригласить еще одного защитника. В команде должно быть психологическое взаимодействие, а это получается далеко не всегда.

Предлагать свои услуги потенциальному клиенту среди адвокатов считается позорным.

Вся лента