Выравнивание вошло в штопор
Нижегородские депутаты не стали рассматривать бюджет в первом чтении
Бюджетный комитет законодательного собрания Нижегородской области снял с рассмотрения в первом чтении проект регионального бюджета на 2017 год. Причиной стала принятая поправка депутата Юрия Лебедева о перераспределении налоговых доходов между областью и муниципалитетами. Развернувшаяся вокруг этого полемика порой сводилась к непарламентским выражениям в адрес правительства. За пикировкой двух ветвей власти наблюдала Александра ВИКУЛОВА.
До рассмотрения проекта областного бюджета на 2017 год профильному комитету вчера добраться не удалось. Перед этим вопросом министр финансов региона Ольга Сулима представила депутатам изменения к закону «О межбюджетных отношениях». Одной из поправок было введение так называемых «отрицательных трансфертов», когда из поселений, где среднедушевая бюджетная обеспеченность выше средней по региону в 1,3 раза, в областной бюджет изымается 50% от превышения. Эти средства направляются в муниципальные районы с меньшим размером доходов. Поправка, по расчетам минфина, призвана выровнять бюджетную обеспеченность муниципалитетов.
Однако планы министерства спутала инициатива депутата Юрия Лебедева. Во время заседания он предложил перераспределить налоговые поступления между регионом и муниципалитетом. Например, чтобы 20% налога на имущество, 5% НДФЛ и 5% от налога на прибыль по упрощенной системе налогообложения зачислялись в бюджеты городских округов. Ольга Сулима возразила, что инициатива депутата противоречит действующему закону о межбюджетных отношения и методике, на основании которой верстался бюджет региона на 2017 год. Поэтому ее следует отклонить из-за отсутствия расчетов по расходам муниципалитетов. Юрий Лебедев настаивал, что его предложение соответствует закону, поскольку касается десятка крупных городских округов (Нижний Новгород, Арзамас, Бор, Выкса, Дзержинск, Саров, Семенов, Сокольское, Шахунья, Первомайск). «Я понимаю реакцию министра, но нужно вернуться к законам, которые выше межбюджетного — это закон о МСУ и европейская хартия о МСУ. Просто отбить поправку и сказать, что нас это не устраивает, нельзя. Нужно дать деньги муниципалитетам, пусть они сами рулят. А мы все тащим одеяло на себя и пытаемся из кремля управлять всей областью», — заявил депутат.
Министр финансов пыталась убедить депутата, что с 2012 года полномочия муниципалитетов «в корне изменились» и «львиную долю нагрузок несет областной бюджет», выделяя средства на финансирование образования и здравоохранения. «Чтобы исполнить поправку, нужно внести изменения в федеральный закон и вернуть полномочия муниципалитетам, и на основе этого рассчитывать нормативы отчислений по налогам», — сообщила Ольга Сулима, добавив, что города были в курсе введения «отрицательных трансфертов» и согласились с этим.
«Если бы Нижний Новгород был согласен, то не было бы этой поправки», — поддержал Юрия Лебедева вице-спикер Олег Сорокин. Он предложил обратиться к практике других регионов, где «нормативы отчислений в муниципальные бюджеты гораздо выше». Министр финансов опровергала сравнения цифрами, из которых следовало, что Нижний находится в выигрышном положении по сравнению с соседями из ПФО по объему межбюджетных трансфертов и общих доходов.
Председатель комитета Александр Шаронов предложил Юрию Лебедеву обосновать предложенные изменения расчетами, как это положено по регламенту законодательного собрания. «Я предложил, минфин пусть обоснует», — парировал депутат.
Из зала зазвучали обвинения в том, что правительство и глава комитета предвзято относятся к инициативе депутата, а Олег Сорокин сказал, что «этика отношений между депутатами и правительством его начинает напрягать».
Александр Шаронов попытался объяснить, что предвзятости нет, потому что любой инициатор поправки должен ее обосновать. Олег Сорокин ответил, что обоснование сделают ко второму чтению, и заявил, что «мнение правительства в этом вопросе его интересует в последнюю очередь», призвав не вбивать «клинышки» между депутатами. Он привел примеры законов, которые, по его мнению, принимались без финансово-экономического обоснования. «Миллиард шарашите нашим выдающимся спортивным командам, которые в хвосте плетутся. Чудище стоит во дворе (недостроенный новый корпус дома правительства — „Ъ“), сколько туда урыли денег? На проект оперного театра пол-лярда выкинули… Если вы за два года стройку не можете закончить, Антон Валерьевич (замгубернатора Антон Аверин — „Ъ“), какой вы строитель вшивого объекта?» — негодовал вице-спикер. Господин Аверин парировал, что деньги на реализацию всех проектов выделяет законодательное собрание, и строительство идет в соответствии с объемом финансирования.
Депутаты предложили голосовать за поправку Юрия Лебедева. Александр Шаронов предупредил их, что после этого нельзя будет рассматривать бюджет в первом чтении, поскольку изменение повлечет за собой пересмотр всех данных, на основании которых он верстался. Однако во время голосования большинство депутатов поддержало предложения господина Лебедева, после чего заместитель губернатора Роман Антонов заявил, что правительство отзывает проект бюджета.
Олег Сорокин назвал произошедшее «настоящей депутатской работой», сказав, что правительство вправе снять с рассмотрения вопрос о бюджете. «Я понимаю, что на галерке похрюкать можно, если нельзя спеть песню», — добавил вице-спикер (на последних рядах в заксобрании сидели представители областного правительства). Высказывание Олега Сорокина возмутило Александра Шаронова, напомнившего, что тот несколько минут назад говорил о депутатской этике и призывал к взаимному уважению. Чиновники восприняли реплику бывшего мэра Нижнего как оскорбление. Роман Антонов заявил, что «в подобном тоне взаимодействие с законодательным собранием просто недопустимо». Олег Сорокин запоздало попытался оправдаться, что имел в виду «совсем других людей».
В результате по предложению Александра Шаронова депутаты решили объявить перерыв в заседании комитета и продолжить работу на следующей неделе. Как позже рассказал журналистам глава бюджетного комитета, из сложившейся ситуации он видит три выхода: либо поправка будет отозвана, либо бюджет придется пересчитать, либо он не будет принят вовсе. Последние два сценария он считает маловероятными. В худшем случае, все расходы следующего года будут финансироваться ежемесячно в объеме 1/12 от расходов 2016 года.