10 фактов об итальянском кинематографе
От первого блокбастера в истории кино до фильмов Паоло Соррентино
Пока весь мир следит за сюжетом о папе римском Ленни Белардо в сериале Паоло Соррентино «Молодой папа», мы вспоминаем основные отличительные черты итальянского кинематографа и примечательные факты о нем.
1. Блокбастеры придумали в Италии
Первым настоящим блокбастером в кино стал итальянский фильм 1911 года «Ад» — экранизация «Божественной комедии» Данте. Основанный на широко известных гравюрах Гюстава Доре фильм с триумфом вернулся из мирового проката, собрав более $2 млн. «Ад» был первым полнометражным фильмом в Италии, и на волне его успеха итальянцы сняли легендарную «Кабирию» — первую по-настоящему крупнобюджетную постановку в истории кино. Сценарий о событиях Второй Пунической войны написал известный итальянский писатель Габриеле д’Аннунцио. Вышедшая аккурат накануне Первой мировой войны «Кабирия» стала первым фильмом, показанным в Белом доме в Вашингтоне, после чего в Голливуде взялись за вошедшую в историю кино «Нетерпимость», затмившую итальянский блокбастер. Неудивительно, что с такими фильмами именно итальянцы лидировали в импортном дореволюционном прокате Российской империи. Крепкие кинематографические связи между странами начали устанавливаться еще до революции.
2. Крупнейшую киностудию в Европе создали фашисты
21 апреля 1937 года Бенито Муссолини открыл двери крупнейшей киностудии Европы, получившей название Cinecittà — «город кино». Всего в девяти с небольшим километрах от центра Рима раскинулся город чудес, название которого стало одним из символов киноиндустрии наряду с Голливудом. Муссолини вслед за Лениным отвел кино роль важнейшего из искусств и сделал одним из крупнейших продюсеров в стране своего сына Витторио. Отсутствие ярких режиссеров привело к тому, что от эпохи белых телефонов (культовый символ достатка и общественного положения в 1930-х) остались преимущественно лишь воспоминания и огромные павильоны, разрушенные во время войны авиацией союзников. Правда, именно на студии Муссолини начали свои карьеры многие великие итальянские режиссеры, среди которых, к примеру, Роберто Росселлини и Витторио де Сика, а сама «Чинечитта», пережившая ряд катаклизмов, банкротство и приватизацию, существует до сих пор. Кстати, Бенито Муссолини принадлежит и идея создания Венецианского кинофестиваля — старейшего международного кинофестиваля в мире.
3. Облик послевоенного кинематографа был сформирован итальянскими режиссерами
Одним из самых ярких культурных направлений после опустошительной Второй мировой войны стал неореализм. На самом деле неореализм не ограничивается кинематографом: это и проза Итало Кальвино, и картины Ренато Гуттузо. Но именно в киномире неореализм произвел эффект разорвавшейся бомбы. Пока Франция и Англия наслаждались победой и боролись с засильем американского кино, пока бронзовел сталинский кинематограф, а Германия с трудом восставала из руин, итальянские режиссеры, обуреваемые жаждой творчества, на сильнейшем эмоциональном подъеме бросились снимать кино. Их не остановили разрушенные павильоны, отсутствие электричества и осветительных приборов. Декорациями для фильмов Роберто Росселлини, Лукино Висконти и Витторио де Сики стали римские улицы и трущобы, а героями — простой люд, «униженные и оскорбленные». Неореалисты также стали активно использовать непрофессиональных актеров в своих съемках.
Жизненная сила, хлынувшая с экранов, захватила всю Европу. Стали расти вдохновленные неореализмом «новые волны», представители которых выходили на улицу с ручными камерами. Следы влияния можно отыскать в отечественном кинематографе времен оттепели, в работах Георгия Данелии и Марлена Хуциева. Хотя справедливости ради стоит вспомнить, что сами неореалисты вдохновлялись советскими фильмами Марка Донского: «Трилогией Горького» и «Радугой».
4. Италия — мировой лидер по призам в кино
14 «Оскаров» за лучший зарубежный фильм, включая самый первый — 1948 года за работу Витторио де Сики «Шуша», 12 «Золотых пальмовых ветвей» (больше только у США). Софи Лорен в 1961-м стала первой актрисой, получившей «Оскар» за роль не на английском языке, а Федерико Феллини в том же году оказался первым иностранным режиссером, номинированным на «Оскар» за лучшую режиссуру. Золотой век итальянского кино продлился действительно долго — почти 40 лет. Неореалистов 1940–1950-х сменили деятели интеллектуально-философского кинематографа (Висконти, Феллини, Антониони), а им на смену пришли деятели политического кино и «комедии по-итальянски». Итальянцам удавался любой жанр, за который они брались. По обе стороны Атлантики кинематографисты старались перенять их новшества. «Эти итальянские режиссеры опередили меня на 100 лет в смысле техники! Что я делал все это время?» — вопрошал Альфред Хичкок, когда посмотрел «Фотоувеличение» Антониони.
5. В 1950-х Голливуд переехал в Италию
После войны в результате экономического чуда жизнь Италии быстро наладилась. Огромные павильоны «Чинечитты» были восстановлены. После успешных натурных съемок мелодрамы Уильяма Уайлера «Римские каникулы» в Италию за экзотической натурой и дешевой рабочей силой хлынули американцы. На рубеже 1950-х и 1960-х здесь были сняты великие пеплумы «Бен-Гур» и «Клеопатра». История вернулась к истокам, ведь когда-то именно «Кабирия» открыла жанр исторических крупнобюджетных постановок. Лучше всего период «Голливуда на Тибре» отражен в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Побочными эффектами приезда американских звезд стали разгульные оргии, а кульминацией — загадочное убийство фотомодели Вильмы Монтези, которое стоило поста министру иностранных дел Италии.
6. Итальянцы были флагманом Европы в познании на экране всего чувственного
Об итальянцах не зря ходят слухи как об одной из самых страстных наций Европы. Еще в 1940-е эксплуатация сексуальности обеспечивала итальянским фильмам хорошую кассу. Неореалистический по форме «Горький рис» Джузеппе де Сантиса оказался в международном прокате более успешным, чем работы де Сики, во многом из-за чувственных кадров фотомодели Сильваны Мангано на рисовых плантациях. С легкой руки мужа Сильваны и могущественного продюсера Дино де Лаурентиса пошла всемирная мода на итальянских актрис: Софи Лорен, Джину Лоллобриджиду, Клаудию Кардинале.
Настоящим прорывом в поисках границ дозволенного был конец 1960-х. В 1966 году Микеланджело Антониони снял «Фотоувеличение». Первый англоязычный фильм с полностью обнаженной женщиной стал одним из последних гвоздей в крышку гроба цензуры, которую вскоре сменит существующая до сих пор система рейтингов. В 1970-м вслед за «Гибелью богов» Лукино Висконти вышел фильм Бернардо Бертолуччи «Конформист», в котором он исследовал фашизм с точки зрения сексуальных отношений главного героя. Через два года Бертолуччи снимет «Последнее танго в Париже». Исполнительница главной роли Мария Шнайдер признавалась, что после скандальной сцены со сливочным маслом ест только оливковое. На тему связи фашизма и сексуальных перверсий рассуждает и вышедший в 1974 году «Ночной портье» Лилианы Кавани. История садомазохистской любви бывшей узницы концлагеря и бывшего же надзирателя вызвала колоссальный ажиотаж и стала культовой классикой.
Собственно, серия «Эммануэль» и прочая высококачественная эротика выросла именно из итальянских фильмов рубежа 1960-х и 1970-х годов.
7. Феллини — самый известный режиссер Италии
Федерико Феллини, без сомнения, символ итальянского кинематографа и редкий пример режиссера-звезды. В то время, как и сейчас, режиссеры часто оставались в тени актеров. Феллини благодаря всемирной славе и множеству призов стал публичной фигурой уровня голливудских знаменитостей. Каждый римлянин знал его домашний адрес, а таксисты считали своим долгом звать живого классика Фефе, хотя это была кличка Феллини только среди близких друзей. Итальянцы со всех уголков страны заваливали его письмами, зная, что режиссер охотно берет в кино приглянувшихся ему людей подходящего типажа вне зависимости от актерского опыта.
Феллини застал последний этап неореализма. Его фильмы «Дорога» и «Ночи Кабирии» кажутся неореалистическими лишь на первый взгляд. Жизнь обездоленных бродячих артистов и проституток стала для него лишь фоном для историй-притч, допускавших множественные толкования. Так зародилось направление интеллектуально-философского кино Италии, представленное, помимо Феллини, такими режиссерами, как Микеланджело Антониони и Лукино Висконти.
В 1960 году Феллини получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за «Сладкую жизнь» — едкую сатиру на разгульный образ жизни римской богемы. Его следующая работа «Восемь с половиной» о режиссере в состоянии творческого кризиса оказывается совершенным отображением процесса творчества и уверенно входит в десятку лучших фильмов за всю историю мирового кинематографа. После этого Феллини все глубже погружается в мир своих грез и фантазий. Его картины отдаляются от реальности и начинают походить на причудливые сны. Поздний Феллини стоит особняком в мировом кинематографе и принципиально не смотрит чужие фильмы, чтобы не испытывать никаких влияний. Что, разумеется, не мешает режиссерам со всего мира копировать его самого. Особенно отличился на почве переосмысления феллиниевских шедевров Вуди Аллен, несколько раз снимавший вольные ремейки работ великого итальянца.
8. Свинцовые семидесятые стали последним взлетом итальянского кинематографа
Мрачный период под названием «свинцовые семидесятые» начался в 1968 году. Следующее десятилетие страну разрывали студенческие волнения, теракты и политические убийства. Коммунисты слева, а неофашисты справа пытались весьма радикальными и кровавыми способами изменить существующую политическую систему. Правящая Христианско-демократическая партия пошла на союз с мафией, чтобы вести борьбу против коммунистов — в Италии была самая массовая и активная компартия Западной Европы, куда входило, в частности, множество режиссеров. Естественно, в такой сложной ситуации кинематографисты молчать не могли. Так возник феномен политического кино Италии. Флагманом направления стал Франческо Рози — реалист и бывший участник Сопротивления. Его фильмы о мафии и коррупции в высших эшелонах власти не только способствовали становлению нового направления, но и пользовались успехом за пределами страны. Например, фильм «Дело Маттеи» об убийстве нефтяного магната Энрико Маттеи принес Рози «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Не обошлось и без происшествий: журналист Мауро де Мауро, помогавший режиссеру в работе, таинственно исчез, а потом были убиты почти все следователи, которые вели дело об его исчезновении.
Политическое кино Италии отличалось большим разнообразием. Наряду с Рози в реалистическом ключе работал Дамиано Дамиани. Имя главного героя его сериала «Спрут» — несгибаемого комиссара Каттани — стало почти нарицательным. Элио Петри снимал едкие сатирические картины, пользующиеся успехом за рубежом. Его оскароносный фильм «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» рассказывал о шефе полиции, которого никак не могут арестовать за совершенное им убийство даже при наличии неоспоримых улик. К политическому кинематографу относят также работы Бернардо Бертолуччи и Этторе Сколы, исследовавших эволюцию политических настроений итальянского общества.
Удивительно, но, когда после убийства бывшего премьера Альдо Моро в 1978 году и крупного взрыва вокзала в Болонье в 1980-м волнения и теракты прекратились, вместе со свинцовыми семидесятыми ушло и великое итальянское кино. 1980-е отмечены затяжным системным кризисом киноиндустрии и засильем телевидения, следы которого ощущаются до сих пор. В 1990-е годы снимали в три раза меньше фильмов, чем в 1950-е, а количество зрителей упало почти в десять раз.
9. Итальянцы переосмыслили вестерн
Итальянцы стали единственной нацией, которая сумела оказать существенное влияние на такой узкий и строго привязанный к одной стране жанр вестерна. До 1960-х годов вестерн существовал только в Америке и варился в собственном соку — медленно эволюционировал и пытался избавиться от накопившихся за десятилетия штампов. В 1964 году ситуация в корне изменилась — начинающему итальянскому режиссеру Серджо Леоне пришла в голову идея снять настоящий вестерн. Его первый фильм в этом жанре «За пригоршню долларов» можно назвать примером оригинального культурного бумеранга — Леоне фактически снял ремейк японского фильма Акиры Куросавы «Телохранитель», вышедшего тремя годами ранее. Картина Куросавы по форме представляет собой дзидайгэки — самурайский боевик, но вдохновлялся он именно эстетикой вестерна и американских гангстерских романов.
Вслед за первым фильмом Леоне выпустил подряд еще четыре вестерна, положив начало жанру спагетти-вестерна. Эти фильмы снимались в выразительных пустошах южной Испании, носили порой откровенно пародийный характер, высмеивая жанровые клише. Герои часто не отличались благородством и любили черный юмор, а насилие лилось через край. Именно у Леоне американец Клинт Иствуд вырос до звезды мирового уровня, а после сам стал успешным режиссером. С подачи итальянцев в США развился так называемый ревизионистский вестерн — мрачный, циничный и наполненный антигероями. Одним из самых ярких примеров подобных фильмов стала «Дикая банда» (1969) Сэма Пекинпы, где видны отголоски спагетти-вестернов.
В результате изысканий итальянцев вестерн к концу 1970-х быстро уничтожил все собственные клише и выродился как жанр. С тех пор вплоть до 2000-х в Америке, кроме Клинта Иствуда, практически никто так и не сумел снять успешный вестерн. Сегодня главным поклонником спагетти-вестернов считается выросший на работах Серджо Леоне Квентин Тарантино, который уже снял два своих вестерна, не говоря о множестве цитат из картин Леоне в прочих фильмах этого постмодернистского режиссера.
10. Феномен Соррентино
Сегодня надежды на возрождение былого величия итальянского кинематографа связаны прежде всего с Паоло Соррентино. Практически все его фильмы представляли Италию в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, а триумфально прошедшая в мировом прокате «Великая красота» получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Отношение к Соррентино на родине двоякое: с одной стороны, его фильмы пользуются большим успехом в мире, а «Великая красота», по мнению самих римлян, так и вовсе самый актуальный и точный взгляд на современное состояние Вечного города, с другой — Соррентино недолюбливают и считают выскочкой.
Почти все итальянские фильмы сегодня производятся с привлечением государственных денег, кинематографу не хватает ярких индивидуальных продюсеров. На злобу дня снимается далекое от гламура «Великой красоты» низкобюджетное авторское кино, посвященное старым проблемам Италии, ничуть не потерявшим актуальность: коррупции, засилью мафии, тяжелой жизни юга страны и среднего класса в целом.
____________________________________________________________________