Экс-сотрудники колонии осуждены за побои
В Уфе и Саратове бывшие работники ФСИН признаны виновными в избиении заключенных
Вступил в силу приговор экс-сотруднику уфимской ИК-3, который до смерти избил заключенного. Ему предстоит отбывать три года три месяца в колонии общего режима. Обвиняемый выплатил 1 млн руб. в качестве компенсации родителям погибшего. Накануне суд признал виновным бывшего заместителя начальника ИК-10 в Саратове и двух его подчиненных в избиении заключенного. Следователи отмечают, что обвиняемые оказывали «активное противодействие следствию».
Верховный суд Республики Башкортостан подтвердил приговор Калининского районного суда Уфы в отношении бывшего сотрудника исправительной колонии №3 27-летнего Анатолия Угланова, сообщила “Ъ” юрист, представитель правозащитной организации «Зона права» Зиля Булатова. В июле 2014 года в ИК-3 был этапирован 24-летний житель Казани Станислав Алендеев, осужденный за хранение наркотиков. «Он был осужден на пять лет, ему оставалось до конца срока два месяца. Но колонию в Перми, где он отбывал наказание, расформировали, и его перевезли в Уфу»,— говорит Зиля Булатова. В первый же день в ИК-3 его завели в помещение дежурной части и потребовали предъявить вещи для личного обыска — так рассказывали на суде сотрудники колонии. Однако, по их словам, заключенный стал противиться. Тогда, по версии следствия, инспектор отдела безопасности Анатолий Угланов начал его избивать, в том числе резиновой дубинкой. После избиения пострадавшего доставили в тюремную больницу в тяжелом состоянии — с сотрясением головного мозга, многочисленными гематомами и ссадинами. Врачам пострадавший сообщил об избиении, а через 11 дней скончался.
В колонии прошла прокурорская проверка, после которой Угланов был уволен. Ему было предъявлено обвинение в «превышении должностных полномочий с применением насилия и спецсредств и с причинением тяжких последствий» (п. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ) и в «умышленном причинении тяжкого вреда здоровью человека, повлекшем по неосторожности его смерть» (ч. 4 ст. 111 УК РФ). «Первая экспертиза показала связь смерти с побоями, вторая подтвердила это, третья поставила связь под сомнение, а четвертая экспертиза сообщила о смерти заключенного от хронических заболеваний»,— говорит Зиля Булатова. В августе 2016 года подсудимый был признан виновным в превышении должностных полномочий с применением спецсредств, но с него были сняты обвинения в умышленном причинении тяжелого вреда здоровью и причинении тяжких последствий.
Вынося приговор, судья учел, что подсудимый возместил материальные затраты родителям погибшего (проезд из Казани в Уфу, перевозка тела, расходы на похороны и адвоката) в размере 1 млн руб. Анатолий Угланов был приговорен к трем годам трем месяцам лишения свободы в колонии общего режима и арестован в зале суда — до этого он находился под домашним арестом. Зиля Булатова считает, что на скамье подсудимых должны оказаться еще трое сотрудников колонии, которые были в помещении дежурной части в момент, когда начался личный досмотр. «Мы также планируем подать жалобу на приговор. Отца погибшего не устраивает, что сотрудник колонии не был признан виновным в гибели его сына»,— добавила госпожа Булатова.
Накануне следственное управление СК по Саратовской области сообщило о вынесении приговора трем бывшим сотрудникам ИК-10 в Саратове — Вадиму Долгову, Александру Бережнову и Виталию Волдыреву. По данным следствия, 21 ноября 2009 года заместитель начальника колонии Вадим Долгов дал указание подчиненным избить только что прибывшего в колонию 32-летнего осужденного. Как считают в организации «Зона права», речь идет о глухонемом заключенном Вадиме Панове. В его жалобе в ЕСПЧ говорится, что 20 ноября 2009 года его доставили в ИК-10. Там его отправили в карантинное отделение, где потребовали поместить руку в унитаз, а когда тот отказался, избили его, засунули голову в унитаз, стянули штаны, угрожая изнасилованием, и снова избили. На следующий день заключенный потребовал, чтобы врач зафиксировал его синяки и травмы, но его снова избили. Спустя два месяца он был переведен в ИК-4 Саратовской области. В декабре 2014 года ЕСПЧ коммуницировал его жалобу, признав ее приемлемой для рассмотрения.
В ходе расследования уголовного дела подозреваемые «активно противодействовали следствию, не признали вину и скрывали следы совершения преступления», говорится в сообщении СУ СК по Самарской области. Судья счел их виновными в «превышении должностных полномочий с применением насилия, повлекшем существенное нарушение прав граждан» (п. «а», ч. 3 ст. 286 УК РФ). Вадим Долгов и Александр Бережнов были осуждены на четыре года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Виталия Волдырева суд приговорил к трем с половиной годам колонии общего режима. Следователи также вынесли представление на имя начальника УФСИН по Саратовской области, указав на необходимость усилить контроль за соблюдением прав и гарантий осужденных.