Доля "Платона"
Влияние сборов за пользование дорогами на конечные цены товаров оценивают по-разному. Как показывают расчеты и разъяснения заведующего научно-исследовательским отделом "Управление перевозками грузов автомобильным транспортом" ОАО НИИАТИвана Батищева, это влияние часто преувеличивают.
Вопрос в том, насколько существенно может измениться стоимость перевозки из-за платы за пользование федеральными дорогами и как она может повлиять на розничную цену товаров на полках магазинов. НИИ автомобильного транспорта проводил такие расчеты еще до внедрения "Платона", когда планировались более высокие тарифы, чем действуют сейчас. И даже с ними влияние получалось незначительным. Что же получается сейчас?
Иван Батищев так описывает исходные данные для расчета: "Средняя грузоподъемность автотранспортных средств категории N3, которые должны вносить плату за пользование федеральными дорогами, составляет примерно 18 тонн. Обычный коэффициент использования грузоподъемности — 0,66, то есть средний автомобиль перевозит 12 тонн". Поясним, перевозимые товары имеют разную плотность, поэтому при полной загрузке по объему автомобиль может не использовать полную грузоподъемность.
Тарифы у разных перевозчиков и по разным направлениям варьируются, зависит это, например, от маршрута, типа груза и ряда факторов. В среднем перевозка 12-18 тонн на 500 км обходится грузоотправителю в 25 тыс. руб. "При общем пробеге 500 км по перевозке 12 тонн груза расход топлива составит 175 л (35 л на 100 км), затраты по топливу — 6,15 тыс. руб. Доля затрат на топливо в среднем составляет 25% стоимости перевозки, так что тариф на уровне 25 тыс. руб. вполне обоснован",— уточняет господин Батищев.
Чем выше стоимость груза, тем меньшее влияние на его конечную цену оказывает и транспортировка в целом и плата за использование дорог в частности. Чем больше груза везет автомобиль, тем меньше заметно влияние "Платона"
При действующей льготной ставке 1,53 руб. за 1 км пробега оплата за федеральные дороги составит 765 руб. за 500 км. Это 3% от стоимости перевозки. При тарифе 3,06 руб. за 1 км пробега, к которому правительство РФ планирует поэтапно вернуться в 2017 году, затраты по системе "Платон" составят 6% (1530 руб.).
При перевозке товаров, например, на 3 тыс. км плата за дорогу и стоимость перевозки вырастут пропорционально, так что доля "Платона" останется на том же уровне.
Однако транспортные расходы лишь часть себестоимости товара, не превышающая для большинства массовых групп товаров 5-10%.
Посмотрим, как "Платон" может повлиять на цену наиболее часто перевозимых массовых продовольственных продуктов питания. Иван Батищев поясняет: если принять их среднюю оптовую стоимость равной 40 руб. за 1 кг (сахар, фрукты, молоко, крупы, овощи и др.), то общая стоимость 12 тонн таких продуктов составит 480 тыс. руб. В этом случае увеличение цены указанных продуктов за счет дополнительных затрат по системе "Платон" на 1530 руб. при тарифе 3,06 руб. составит 0,31%.
При перевозках продукции стоимостью 150 руб. за 1 кг (в эту категорию входят мясо и мясные продукты, рыба, вино-водочные изделия, обувь, ткани, запчасти, комплектующие и др.) увеличение цены за счет сборов по системе "Платон" составит не более 0,08% на 500 км.
"Если взять более ценные грузы — электронику, запчасти, бытовую технику, стоимость килограмма которых не 50 руб., а 100-200 руб. и больше, разговор идет даже не о сотых, а о тысячных долях процента. Расчеты касаются только продукции, перевозимой автомобилями по федеральным дорогам, протяженность которых составляет 5% от всех дорог в стране. Остальные продукты перевозятся автомобилями по региональным и местным дорогам, где никакой платы не берется. Если мы говорим об инфляции, то надо учитывать и этот фактор, и, если учитывать всю массу перевозимой продукции по всем дорогам любыми автомобилями, никакой речи об инфляции даже в пределах 1% быть не может. Это тысячные доли",— сказал Иван Батищев в интервью порталу "Накануне".
Можно ли снизить стоимость перевозки, если каким-то образом избежать оплаты проезда по федеральным дорогам? Законный и вполне доступный способ — использовать для перевозок транспортные средства категории N2, то есть средние грузовики полной массой до 12 тонн включительно. Грузоподъемность машин полной массой до 12 тонн — около 7 тонн, так что можно перевозить на них довольно серьезные партии грузов. Однако при этом возрастают многие затраты на единицу перевозимого груза. Самое очевидное: больше потребуется тратить на оплату работы водителей, потому что на тяжелой машине работает такой же человек, что и на легкой. Кроме того, расход топлива не связан с грузоподъемностью напрямую, так что перевозка вдвое меньшего груза требует лишь на 20-30% меньше топлива. Да и цена техобслуживания и ремонта среднего грузовика ненамного меньше, чем тяжелого. То есть такую псевдоэкономию на "Платоне" при переходе на грузовик среднего класса съест рост других статей расходов.
Итак, на данный момент вклад "Платона" в повышение цен не представляется значимым. Даже если учесть использование автомобилей в многозвенной логистической цепи с доставкой сначала сырья и комплектующих на место производства конечной продукции, а затем доставку этой продукции в розничную торговлю, повышение стоимости на каждом этапе составит незначительную сумму.