Турция нацелилась на С-400
Анкара анонсировала переговоры по закупке новейших российских систем ПВО
До конца года Россия и Турция проведут заседание межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, на которой намерены обсудить вопрос поставки зенитных ракетных систем С-400 "Триумф". Турецкие военные официально признали факт ведущихся переговоров. Однако заключение контракта сопряжено с большими трудностями: от неуверенности российских переговорщиков в намерениях турецких коллег до нежелания органов госбезопасности передавать столь серьезную систему в руки страны--члена НАТО.
О том, что Москва и Анкара приступили к переговорам по вопросу поставок "Триумфов", сообщил министр обороны Турции Фикри Ышык. "Мы ведем переговоры по С-400 не только с Россией, но и с другими странами, у которых есть подобные системы. На данный момент позиция России по этому вопросу положительная",— сказал господин Ышык в интервью телеканалу NTV. Это подтвердил директор Федеральной службы по ВТС Александр Фомин: "В ближайшее время у нас состоится заседание межправкомиссии". Официальный представитель спецэкспортера российских вооружений — "Рособоронэкспорта" — от комментариев "Ъ" вчера воздержался.
В портфеле российского военного экспорта доля Турции никогда не была большой. Сотрудничество, как правило, состояло в обслуживании техники, поставленной в 1990-х годах (бронетранспортеров БТР-80 и вертолетов Ми-17), а также продаже запасных частей и комплектующих. Это приносило Москве несколько сотен миллионов долларов в год, что на фоне общей миллиардной прибыли являлось незначительным числом. В 2008 году Турция прибрела 80 пусковых установок "Корнет-Э" вместе с ракетами, однако дальше дело не продвинулось. Ситуация могла измениться в 2013 году, когда Турция объявила тендер на поставку систем ПВО на сумму $4 млрд. Участие в нем приняли американский консорциум Raytheon / Lockheed Martin, итальянско-французский Eurosarms, китайская госкорпорация CPMIEC и "Рособоронэкспорт". Представитель России со своим предложением — системой "Антей-2500" — из конкурса выбыл, а победил Китай, который не только снизил цену контракта на свою систему HQ-9 до $3,44 млрд, но и согласился передать Турции технологии. До подписания твердого контракта, впрочем, дело так и не дошло.
В мае 2015 года российская делегация посетила выставку вооружений и военной техники IDEF 2015 в Стамбуле, после чего в "Рособоронэкспорте" заявили о намерениях увеличить поставки в Турцию, а также открыть сервисные центры для ремонта вертолетов Ми-17. Спустя полгода на этих планах был поставлен крест: 24 ноября истребители ВВС Турции сбили на сирийско-турецкой границе фронтовой бомбардировщик Су-24М, после чего все сотрудничество по военной и военно-технической линии между Москвой и Анкарой было прекращено.
Источники "Ъ" в сфере ВТС отмечают, что сейчас отношения двух стран стабилизировались, но о прорыве говорить рано. Вопрос о поставках систем С-400 третьим странам крайне чувствителен, утверждает собеседник "Ъ", близкий к руководству Минобороны РФ: даже на скорейшую реализацию сделки с дружественным Китаем Генштаб ВС РФ и ФСБ налагали вето. Первые утверждали, что сначала они должны получить на вооружение достаточное количество С-400, прежде чем комплекс пойдет на экспорт. В ФСБ опасались, что китайцы намерены взять необходимые технические элементы системы для создания на их основе собственных разработок. Твердый контракт был подписан спустя три года тяжелых переговоров только в сентябре 2014-го и обошелся КНР в $1,9 млрд. С Турцией ситуация еще более сложная, говорит причастный к оружейному экспорту чиновник, ""чекисты" едва ли допустят реализацию сделки на продажу столь серьезной системы в страну--член НАТО, тем более что она хочет получить доступ к трансферту технологий, это прямой вопрос нашей национальной безопасности". Наверняка к Турции возникнут претензии и от коллег по альянсу: в США, например, считают, что китайские или российские системы несовместимы ни с силами ПРО НАТО, ни с коллективной обороноспособностью.
Есть вопрос и с загрузкой предприятий: исходя из существующих мощностей "Алмаз-Антея", китайская армия получит на вооружение системы С-400 не раньше 2018 года, а следом, по всей видимости, Москва рассчитывает начать ее поставки Индии — ведутся предконтрактные переговоры. Турция, соответственно, сможет получить системы только в 2020-х годах. "Серьезность намерений наших турецких коллег станет понятна после заседания межправкомиссии, пока же она вызывает много вопросов",— резюмировал источник в сфере ВТС.