Первая грузовая больше не первая
На рынке грузоперевозок сменился лидер
На рынке железнодорожных операторов РФ может появиться новый лидер: UCL Rail Владимира Лисина, в которую входит Первая грузовая компания (ПГК), уступила первые позиции по грузообороту Федеральной грузовой компании (ФГК) ОАО РЖД.
За девять месяцев с начала года погрузка лидера рынка ПГК сократилась на 4,5%, до 144,5 млн тонн, следует из рейтинга крупнейших операторов Infoline Rail Russia Top агентства "Infoline-Аналитика" (есть у "Ъ"). При этом первое место в рейтинге за третий квартал заняла ФГК, увеличившая перевозки на 20,7%, до 53,3 млн тонн, тогда как ПГК перевезла на 6,5% меньше — 43,2 млн тонн. На третье место в квартале по перевозкам вышел Globaltrans с ростом на 8,1%, до 25,5 млн тонн, обойдя "Нефтетранссервис", перевозки которого упали на 7,6%, до 25,1 млн тонн. По итогам девяти месяцев наибольшую положительную динамику показали "Восток 1520" (128%, 16,6 млн тонн, 11-е место) и "Новотранс" (107,4%, 25,5 млн тонн, седьмая позиция). Также нарастить объемы удалось СУЭК, РТК, "Газпромтрансу" и Globaltrans, а сократилась перевозки у "ЛУКОЙЛ-Транса", "Нефтетранссервиса" и "Трансойла".
В ПГК "Ъ" сообщили, что два года назад, "когда появились риски предстоящего списания вагонов, ПГК настроилась на достижение большей рентабельности меньшими активами". Результатом этого стали долгосрочные сервисные контракты с ключевыми грузоотправителями, технологии снижения срока оборота вагонов и порожнего пробега, диверсификация бизнеса и разработка новых услуг, включая промышленную логистику. В ФГК ситуацию не комментируют. В начале ноября глава компании Алексей Тайчер заявлял, что компания нацелена на массовый сегмент, и уточнял, что планируется купить до 20 тыс. вагонов (90% — полувагоны и универсальные платформы), а всего в 2017 году будет списано порядка 12 тыс. вагонов.
Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук говорит, что ФГК смогла заметно улучшить показатели благодаря приходу новой команды, ранее работавшей в ПГК: она начала вести "агрессивную профессиональную деятельность", имея возможности по наращиванию парка, в том числе за счет аренды. Кто именно станет лидером по итогам года среди операторов, пока прогнозировать сложно, но конкуренция между ПГК и ФГК будет только усиливаться, заключает эксперт.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что по итогам года ФГК станет лидером и по перевозкам, и по грузообороту. Компания в 2016 году завершила основной цикл списания парка (почти 20 тыс. единиц) и продолжила увеличивать долю рынка, став центром консолидации парков "УВЗ-логистик" (лизинг у "Сбербанк лизинга" и "Газпромбанк лизинга") и "ВЭБ-лизинга", говорит эксперт. ФГК также повысила гибкость за счет привлечения средств для инвестпрограммы в рамках сделки возвратного лизинга с "Газпромбанк лизингом". Господин Бурмистров напоминает, что контракт ФГК с Уралвагонзаводом на покупку за три года до 24 тыс. инновационных полувагонов по низкой цене — менее 2,2 млн руб. без НДС. Ключевым вызовом для ФГК в 2017 году будет заключение договора долгосрочной аренды парка "УВЗ-логистик" (сейчас он в краткосрочной аренде и на него могут появиться другие претенденты).
По расчетам "Infoline-Аналитики", ПГК в 2016 году спишет около 40 тыс. вагонов, пройдя пик списания по полувагонам, и в ближайшие два года всего выведет не более 25 тыс. единиц (до 50% — нефтецистерны). Михаил Бурмистров подчеркивает, что из-за высокой долговой нагрузки (на начало года — 65,8 млрд руб., в 2016 году предстоит выплатить 40,6 млрд руб.) ПГК весьма консервативна в инвестпрограмме, особенно по закупке инновационных вагонов. Но компания может активизировать инвестиции в 2017 году, привлекая средства за счет биржевых облигаций до 100 млрд руб., замечает эксперт. Серьезный вызов для ПГК связан с продлением аренды 6 тыс. полувагонов у "ВТБ-лизинга".