Инвестиции в будущее
Тенденции
В 2016 году Горьковская железная дорога планирует потратить на инфраструктурные проекты 8,8 млрд руб. В инвестиционную программу заложены строительство и реконструкция инфраструктурных объектов, приобретение жилья для сотрудников компании, а также замена оборудования. Планировать вложения в инфраструктуру компании приходится в непростых условиях: руководство РЖД направляет все усилия на формирование бездефицитного бюджета, а основной объем средств идет на реализацию масштабных проектов по поручению президента и федерального правительства.
Средства сообщения
Из общего объема средств, предусмотренных ГЖД на инфраструктурные проекты в 2016 году, значительная часть — 1,5 млрд руб. — традиционно направлена на реконструкцию железнодорожных путей. В прошлом году на полигоне ГЖД было отремонтировано 305 км железнодорожного пути, из них компания модернизировала 141 км. В этом году Горьковская магистраль запланировала реконструировать 372,9 км. Модернизация верхнего строя пути затронет 59,8 км.
Вместе с тем высокая интенсивность движения грузовых поездов требует особой организации работ по ремонту пути. Для этого ГЖД внедрила схему межремонтного цикла. Она предполагает замену рельсов в период между капитальными ремонтами — объем затрат на такие работы существенно меньше, а полотно служит дольше. В этом году новая схема применяется на протяжении 147,9 км пути. Выполнение этого комплекса работ позволит существенно продлить межремонтный цикл и получить экономию около 951 млн руб. В результате на полигоне ГЖД должна возрасти скорость движения как грузовых, так и пассажирских поездов.
Часть средств из общих затрат на инфраструктуру компания направит на оснащение предприятий путевого хозяйства средствами пожарной безопасности, обновление и модернизацию техники, а также восстановление парка вагонов и специального подвижного состава. Общий объем затрат составит 468 млн руб. Еще 289 млн руб. запланировано на реконструкцию и строительство объектов технологического и коммунального назначения (модернизацию систем водоснабжения, установку системы регулирования потребления тепла и др.). Кроме того, ГЖД планирует потратить 248 млн руб. на ремонт топливных складов на станциях Лянгасово и в Муроме в рамках программы обновления системы материально-технического снабжения.
Руководитель информационного агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что железнодорожные пути требуют постоянных вложений, и с этой точки зрения РЖД и ее филиалы находятся в непростой ситуации. «Происходит это из-за того, что все федеральное финансирование направляется на реализацию крупных проектов, которые реализуются по поручению президента и правительства, таких как строительство железной дороги в обход Украины, подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, БАМа, Транссиба. Поэтому локальные инфраструктурные проекты компания реализует за счет собственных средств на фоне оптимизации издержек, и руководству удается формировать бездефицитный бюджет, что требует от него большого напряжения», — комментирует ситуацию господин Бурмистров.
Спортивная нагрузка
РЖД инвестирует сотни миллионов рублей в реконструкцию вокзалов ежегодно, а 2016-й и вовсе был объявлен годом пассажира, поэтому пассажирской инфраструктуре уделялось особое внимание. По данным Горьковской дирекции железнодорожных вокзалов, в этом году на реконструкцию и модернизацию вокзалов и платформ на полигоне Горьковской железной дороги направлено более 550 млн руб.
Ключевым проектом стала капитальная реконструкция вокзала в Глазове в Удмуртии. На новом вокзале, который будет открыт до конца 2016 года, создана безбарьерная среда на всех этапах перемещения пассажиров, модернизировано инженерное оборудование, лифты и специальные подъемные механизмы, установлены новые системы видеонаблюдения и досмотра пассажиров. До конца декабря будут полностью завершены работы по реконструкции перрона вокзала и обустройству прилегающей территории.
Реконструкция была и на вокзале в Кирове — там был отремонтирован центральный зал вокзала, установлены пандусы и подъемные механизмы для маломобильных пассажиров, а также на вокзалах в Дзержинске и Владимире, где были построены новые платформы с тактильной плиткой для слабовидящих пассажиров скоростных поездов «Стриж».
Но главным и самым большим проектом дирекции является комплексная реконструкция железнодорожного вокзала в Нижнем Новгороде, который можно разделить на две части. Первая предполагает реконструкцию действующего вокзала в соответствии с требованиями к транспортной инфраструктуре городов — участников чемпионата мира по футболу в 2018 году, вторая — создание на базе вокзала крупного транспортно-пересадочного узла с гостиницей, расширением пассажирских зон, реконструкцией платформ и привокзальных площадей. Работы по проектированию нового вокзального комплекса должны начаться уже после 2018 года.
По требованиям FIFA вся инфраструктура вокзала должна быть оборудована устройствами для перемещения пассажиров с ограниченными возможностями. Поэтому к концу 2017 года на вокзале будут модернизированы действующие и установлены новые лифты, подъемные механизмы, пройдет реконструкция билетных касс, часть из которых будет специально занижена, а пол выложат тактильной плиткой для пассажиров с нарушениями зрения. Для слабослышащих пассажиров в течение 2017 года будут установлены индукционные петли, усиливающие уровень звука слуховых аппаратов. Кроме того, внутри вокзала будут построены антресоли, которые позволят на четверть увеличить его полезную площадь. На них расположатся новые кафе, рестораны и залы ожидания.
Своей ключевой задачей в рамках реконструкции нижегородского вокзала ГЖД называет создание «умного вокзала». Это электронная система, которая будет управлять всеми процессами — от контроля камер видеонаблюдения до управления инженерными сетями.
При этом весь процесс реконструкции будет проходить без закрытия вокзала: работы внутри планируется выполнять поэтапно, а ключевые сервисы будут временно перемещаться в свободные залы. Таким образом, обещают в Горьковской дирекции железнодорожных вокзалов, реконструкция не создаст неудобств ни для пассажиров, ни для компаний-перевозчиков.
Проведение чемпионата мира в России, безусловно, добавило хлопот РЖД. «Дело в том, что все работы должны проводиться в срочном порядке. С учетом их объема и оперативности это требует значительных средств. С этой точки зрения нагрузка на ГЖД особенно высока. Поэтому в плане оптимизации расходов работы по модернизации вокзалов необходимо начать как можно раньше», — полагает Михаил Бурмистров.
Вложения в главное
Говоря об инвестициях в будущее, ГЖД учитывает необходимость поддержки сотрудников компании. Одной из таких мер является жилищная программа, которая реализуется с 2006 года. Ее участниками становятся сотрудники компании, которые работают на линейных станциях и обеспечивают непрерывную производственно-технологическую работу инфраструктуры. Сейчас ГЖД располагает 57,8 тыс. кв. м жилья — это 862 квартиры как в многоквартирных, так и в малоквартирных домах. C учетом плана строительства на 2016 год специализированный жилищный фонд компании пополнится на 2,1 тыс. кв. м. В 2016 году компания планирует построить 4-квартирные жилые дома на станциях Бисертский завод, Высокая Гора, Шемордан, 12-квартирный жилой дом на станции Сарапул и приобрести пять квартир на вторичном рынке недвижимости. В итоге жилье получат 24 сотрудника компании.
Кроме того, с 2006 года действует ипотечная программа ГЖД. Субсидируемые ипотечные кредиты выдаются железнодорожникам, состоящим в списках очередников на корпоративную поддержку в рамках реализации ипотечной жилищной программы РЖД. На ГЖД за период действия программы субсидируемого ипотечного кредитования жилищные условия улучшили почти 2 тыс. железнодорожников, сумма субсидируемых ипотечных кредитов составила почти 2,7 млрд руб. Отдельным категориям работников (многодетным семьям, одиноким родителям) за счет средств ОАО РЖД предоставлены безвозмездные субсидии на приобретение жилья в собственность. С 2006 года по 2015-й на ГЖД такой вид корпоративной поддержки получила 41 семья на 52,5 млн руб.
ГЖД увеличила объемы перевозки пассажиров в дальнем сообщении
За десять месяцев 2016 года Горьковская железная дорога (ГЖД) перевезла 36,3 млн пассажиров. Из них поездами дальнего следования воспользовались 6,2 млн человек, что на 2,2% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Традиционно заметным спросом пользовались железнодорожные перевозки в летний отпускной период. Так, ОАО «Федеральная пассажирская компания» с июня по август 2016 года отправила с полигона ГЖД 2,3 млн пассажиров, что на 5,1% больше чем за отпускной период 2015 года. Горьковский филиал ФПК, в частности, отправил 1,1 млн жителей области, а это на 9,3% больше, чем в прошлом году. При этом на крупнейшие российские курорты отправились 275 тыс. пассажиров — это на 16,3% больше, чем годом ранее. Наибольший рост пассажиропотока был зафиксирован в направлении Краснодара (37,2%) и Анапы (18,5%). Как поясняют в ГЖД, это произошло благодаря организации сообщения с Крымом. Чтобы перевести всех желающих отдохнуть на российском юге, ГЖД запустила дополнительные поезда Ижевск — Анапа, Ижевск — Казань — Анапа, Киров — Нижний Новгород — Казань — Адлер и Казань — Адлер, которые курсировали с начала июля до конца августа.