"У нас растет объем перевозок"
Крупные перевозчики одними из первых зарегистрировались в системе "Платон". Большой бизнес слишком заметен, и попытки уйти от обязательных платежей для него заведомо неэффективны. О том, что изменилось для перевозчиков, рассказывает руководитель департамента транспорта компании "Складлогистик" КИРИЛЛ ЛУЧНИКОВ.
BUSINESS GUIDE: Изменилась ли структура парка автомобилей?
КИРИЛЛ ЛУЧНИКОВ: Структуру парка мы не изменяли. У нас кроме тяжелых грузовиков и автопоездов есть и среднетоннажный транспорт, а также легкие фургоны грузоподъемностью от 1,5 тонны — их доля не выросла. Наоборот, сейчас мы заключили контракт на поставку новых 18-тонных грузовиков. Формат нашей компании подразумевает прежде всего крупнотоннажный транспорт. Мы (относительно.— "Ъ") привыкли к этому тарифу — около 1,5 руб. за 1 км, поэтому мы не меняем транспорт на мелкотоннажный ради того, чтобы избежать платы: нам это не нужно.
BG: Изменился ли характер перевозимого груза?
К. Л.: Мы занимаемся в основном перевозкой продуктов питания, напитков и алкоголя. Выросли только объемы, характер грузов не менялся.
BG: Как изменились ваши тарифы?
К. Л.: Мы подняли тарифы при вводе системы в ноябре 2015 года, но несущественно — на несколько процентов. Когда тарифы "Платона" поднимутся, нам придется изменить свои цены. Растет ведь не только плата за дороги, но и горюче-смазочные материалы, и запчасти тоже дорожают, так что мы вынуждены периодически пересматривать свои расценки. Работать "в ноль" мы не можем. Но мы лояльно подходим к ценовой политике, анализируем потребности каждого клиента, рыночное предложение и стараемся устанавливать тарифы, выгодные как клиентам, так и нам с минимальной наценкой.
Есть компании — обычно это сетевой ритейл, которые при подписании договоров требуют предусмотреть отдельные строки для указания расходов на оплату за дорогу. Но в целом нет, мы просто включаем эти расходы в наши цены на транспортировку.
BG: Сократились ли порожние пробеги?
К. Л.: Порожние пробеги в процентах от общего количества сократились, потому что у нас растет объем перевозок и есть возможность загружать автомобили в обоих направлениях. Мы в этом году взяли большие объемы грузоперевозок и складской логистики, расширили географию бизнеса (весь Центральный федеральный округ), вследствие чего увеличились дальность перевозок и объем в целом.
BG: Говорят, кто-то экономит на "Платоне", объезжая федеральные трассы. Есть ли рекомендации вашим водителям по выбору маршрутов?
К. Л.: Не могу сказать за других, но скажу о нашей компании. Не вижу смысла, абсолютно. Сэкономив таким образом 1 тыс. или 3 тыс. руб., можно загубить автомобиль на плохих дорогах. Кроме того, это повышает риск аварий. Я советую водителям не искать объездной маршрут ради экономии на "Платоне" или на топливе — лучше сэкономить на амортизации автомобиля и доехать в целости и сохранности. Ремонт импортных грузовых автомобилей — это очень дорогое удовольствие.
BG: Приходится ли принимать какие-то меры по экономии, например на страховке, выборе типа топлива и т. п.?
К. Л.: У меня весь парк, 99%,— современные модели MAN, Volkswagen и Hyundai. Экономия на качестве топлива может обойтись втридорога. Так что на таких вещах стараемся не экономить. Это касается и страховки, и количества, и, скажем так, качества водителей.
BG: Но ведь тарифы повысили бы все перевозчики?
К. Л.: Да, но изначально было бы недопонимание, и это привело бы к временному провалу в работе из-за сроков согласования повышения цен. Для компании выделить из бюджета сумму, превышающую текущий тариф в два раза, гораздо проблематичнее.
BG: Какую долю в тарифе на грузоперевозку занимает "Платон"?
К. Л.: Около 4%.
BG: Сколько всего вы заплатили по "Платону" за год?
К. Л.: Ориентировочно от 30 млн до 40 млн руб. за год. У нас в парке примерно 350 автомобилей массой более 12 тонн, средний годовой пробег у них 100-150 тыс. км, больше половины из которого — по федеральным трассам.
BG: Много ли было штрафов в количественном выражении и в деньгах?
К. Л.: Не было совсем. У нас всегда положительный баланс на лицевом счете. Я предупредил весь персонал транспортного департамента нашей компании, что нарушение, связанное с ездой без бортовых устройств, будет сказываться на их бонусах и премиях, и все строго соблюдают правила. Мы следим за исправностью бортовых устройств: машина с неисправным устройством в рейс не выходит. В случае поломки прибор отвозим в офис "Платона" и там заменяем на новый — тут никаких проблем.
BG: Часто ли бортовые устройства выходят из строя?
К. Л.: Очень редко, было всего несколько случаев.
BG: Как изменилось количество и качество ваших клиентов за минувший год?
К. Л.: Основной процент — это наши постоянные клиенты, которые постоянно развиваются и по качеству, и по объему услуг, но компания постоянно развивается, стараемся привлекать новых клиентов. Мы оказываем транспортные и складские услуги достойного качества, поэтому у нас все стабильно.
BG: Оцените количество клиентов, которые ушли на другие типы транспорта?
К. Л.: Все наши работающие клиенты и партнеры, которые были до ввода "Платона", также остаются нашими клиентами и после его ввода — на другой вид транспорта никто не перешел.
BG: Вы занимаетесь и зарубежными перевозками. Можете сравнить "Платон" с аналогичными зарубежными системами?
К. Л.: В большинстве систем, аналогичных "Платону", применяется более сложная тарификация, в которой стоимость проезда зависит, например, от количества осей грузового автомобиля, экологического класса, грузоподъемности. Бортовые устройства у них без проводов, подсоединенных к прикуривателям. В Европе вдоль дороги и на АЗС находятся платежные терминалы для оплаты проезда по платным дорогам — для тех, у кого нет устройств в автомобилях.
BG: Что вы ждете от "Платона" в будущем?
К. Л.: Регрессивную шкалу тарифов, о которой я уже говорил. Хотелось бы, чтобы учитывались экологический класс и масса загруженного автомобиля. Ну и, конечно, чтобы тариф не поднимался сильно и резко.
BG: Насколько просто работает система?
К. Л.: В личном кабинете программы все доступно и понятно. Бортовые устройства работают автоматически. У "Платона" квалифицированный персонал. У нас очень хороший персональный менеджер, который при возникновении любых проблем, связанных с системой, всегда решает их онлайн.
BG: Просто ли оформить маршрутную карту?
К. Л.: Мы сразу зарегистрировались в "Платоне", получили бортовые устройства, и оформлять маршрутные карты приходилось только при поломке прибора — это очень редко. За год все такие случаи можно пересчитать по пальцам одной руки.