«Формула-1» остается без гонок
Гран-при Малайзии будет отменен после 2018 года
Чемпионат мира «Формулы-1» в ближайшие годы может лишиться сразу двух значимых гонок, проводимых в Юго-Восточной Азии. В понедельник министр туризма и культуры Малайзии Назри Азиз официально заявил, что уже в 2019-м малайзийской гонки не будет. На грани отказа от проведения этапа чемпионата мира находятся и власти Сингапура. В обоих случаях причины отказа от организации этапа одинаковы: гонки больше не привлекают зрительского интереса, что приносит их устроителям убытки.
Министр туризма и культуры Малайзии Назри Азиз заявил, что Гран-при Малайзии в последний раз состоится в 2018 году, когда истечет контракт на проведение этой гонки, впервые появившейся в календаре чемпионата мира в 1999 году. По словам господина Азиза, власти Малайзии вынуждены пойти на такой шаг, поскольку этап приносит убытки. Он отметил, что ежегодно на проведение гонки расходуется по 300 млн ринггитов ($67 млн). «Но они никогда не возвращаются»,— признал министр. По словам Назри Азиза, власти были бы готовы и дальше субсидировать организацию этапа, если бы видели хоть какую-то отдачу. Например, привлечение новых туристов. Но этого не происходит. Более того, за время существования Гран-при Малайзии посещаемость гонки упала с 120 тыс. человек в первый год ее проведения до 45 тыс. человек в текущем сезоне. «Люди просто потеряли интерес к “Формуле-1”,— констатировал малайзийский министр.— И речь не только о болельщиках на трибунах. У гонки падают телевизионные рейтинги, как следствие, она привлекаем меньше внимания зрителей».
В качестве важной причины снижения интереса к Гран-при Малайзии господин Азиз назвал то, что совсем рядом, в Сингапуре, также проводится этап чемпионата мира, который, в отличие от события, происходящего на автодроме Sepang, расположенного неподалеку от Куала-Лумпура, пользуется репутацией своего рода азиатского Гран-при Монако. Действительно, проводимая по ночам сингапурская гонка для зрителей, особенно обеспеченных, представляется более привлекательной. Но по иронии судьбы в Сингапуре первыми заговорили о том, чтобы отказаться от своего этапа. Причем случиться это может на год раньше, чем в Малайзии, поскольку сингапурский контракт истекает в 2017 году.
Причины выхода Сингапура из чемпионата ровно те же, что назвал министр Азиз применительно к Малайзии. С той разницей, что власти Сингапура несут ощутимо большие потери. Так, проведение этапа обходится $105 млн, 60% из которых выделяется из государственного бюджета (столь высокая стоимость проведения гонки объясняется тем, что она проходит по улицам города, на которых каждый раз приходится возводить временные сооружения). Что касается посещаемости этапа, то в первые три года его существования (дебют состоялся в 2008 году) каждый из трех гоночных дней привлекал на трибуны по 100 тыс. человек. Но потом интерес стал падать — в позапрошлом году посещаемость снизилась до 87 тыс. в среднем в день, в этом она упала до отметки 73 тыс. человек.
О серьезности намерений властей Сингапура отказаться от гонки свидетельствуют заявления генерального промоутера «Формулы-1» Берни Экклстоуна, который вопреки обыкновению высказываться как можно более обтекаемо, прямо заявил, что Сингапур хочет уйти. В словах господина Экклстоуна, как правило, реагирующего на такие ситуации словами о том, что есть много других желающих принять гонку, даже чувствуется обида. «Смотрите, что мы сделали для них! Да, Гран-при стоит дорого, но благодаря нам Сингапур больше не является просто перевалочным пунктом. Но теперь они там считают, что мы им больше не нужны»,— сказал Берни Экклстоун изданию Auto Motor und Sport.
Отметим также, что помимо гонок в Малайзии и Сингапуре «Формула-1», причем уже в будущем сезоне, может лишиться еще и Гран-при Бразилии. И тоже ввиду финансовых сложностей местных организаторов. Пока, правда, реальной нехватки желающих заместить выбывающие этапы не наблюдается. Предварительный календарь будущего года включает в себя 21 этап. Даже если уменьшить его на три гонки, все равно останется более чем достаточно. Но при сохранении тенденции бегства этапов владельцы «Формулы-1» могут столкнуться с ощутимым снижением доходов.