За свободой тихоокеанской торговли присмотрит Китай
АТЭС готовит варианты на случай провала ТТП
Прошедший в Лиме саммит глав экономик АТЭС зафиксировал расхождения позиций по либерализации торговли в регионе. Китай предлагает создавать единую зону торговли на основе своего проекта — Всеобъемлющего регионального экономического партнерства — с добавлением новых участников, таких как Перу и Чили. Другие страны АТЭС — Япония и Сингапур предпочитают говорить о необходимости продолжения ратификации Транстихоокеанского партнерства (ТТП) — по оценкам экспертов, экономически более интересного для стран региона.
Создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках АТЭС (FTAAP) является основным инструментом интеграции в регионе, такое соглашение должно принести не только снижение тарифов, но и отражать "следующее поколение" проблем в торговле и инвестициях, говорится в итоговом коммюнике прошедшей в Перу встречи лидеров АТЭС. Торопиться с созданием этой более широкой зоны, чем Транстихоокеанское партнерство, участники не собираются — только к 2020 году планируется определить конкретные сектора, по которым могли бы вестись переговоры. "Разный уровень развития и либерализации в рамках уже существующих соглашений будет препятствовать созданию единой зоны",— говорится в декларации. В ней также отмечено, что FTAAP должна строиться на основе региональных соглашений, таких как ТТП и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП).
Основным сторонником либерализации торговли в рамках АТЭС сейчас выступает Китай. Публично председатель КНР Си Цзиньпин говорил лишь о необходимости содействовать этому процессу, не называя ВРЭП в качестве основы для переговоров. Другие китайские чиновники также предпочитали говорить о многосторонних переговорах, а не продвижении китайской инициативы. Так, после встречи с Владимиром Путиным МИД страны выпустил заявление о том, что Китай и Россия будут совместно продвигать создание ЗСТ в АТЭС (РФ не является участником ВРЭП). Однако в российском правительстве, хоть и не исключают возможности создания ЗСТ с Китаем, относятся к такой инициативе крайне осторожно.
В то же время члены китайской делегации на форуме сообщили, что Перу и Чили выразили желание присоединиться к ВРЭП. Обе страны подписали документ о ТТП и уже имеют соглашения о свободной торговле с Китаем. Ряд других участников АТЭС, в частности Малайзия и Австралия, также поддержали ВРЭП, отметив, что "возможности для интеграции не ограничиваются ТТП". Предполагается, что соглашение может быть финализировано в следующем году, переговоры ведутся в закрытом режиме, и пока не ясно, каким будет его содержание. Как ожидается, оно будет существенно уступать ТТП по степени открытия рынков и охвату норм регулирования. В самом Пекине отмечают, что для развивающихся стран порог входа в соглашение о ЗСТ должен быть низким.
Между тем часть стран все же выступили за продолжение ратификации ТТП. Пока документ утвержден лишь Японией, которая теперь предупреждает, что в случае остановки ратификации соглашение "окончательно умрет". Продолжить ратификацию пообещал Сингапур, Вьетнам, наоборот, собирается отложить этот процесс. В США процедуру будет вести уже новая администрация, уходящий президент Барак Обама поспешил предупредить, что отказ от ТТП "ослабит позиции США в регионе, а также способность определять правила глобальной торговли, исходя из американских ценностей и интересов". Премьер-министр Новой Зеландии Джон Ки не исключил возможности внесения "косметических" корректировок, чтобы позволить Дональду Трампу изменить позицию по ТТП без потери лица (в качестве шутки премьер предложил переименовать документ в "Трамптихоокеанское партнерство").
Как отмечает завотделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергей Афонцев, внесение изменений в соглашение будет означать его денонсацию, а перезапуск переговоров с большой вероятностью похоронит ТТП. Последнее прежде всего касается Японии, договоренность с которой была выторгована высокой ценой. В части ВРЭП эксперт отмечает, что для Китая выигрыш от такого соглашения очевиден — чего нельзя сказать о других странах, в частности, Юго-Восточной Азии, у которых и так уже есть ЗСТ с Китаем. Новые переговоры в многостороннем формате могут привести к пересмотру условий, а ранее оговоренные изъятия придется согласовывать и с другими участниками соглашения.