Восток — дело жидкое
Переток СПГ в Азию упрочил позиции "Газпрома" на европейском рынке
Поставщики сжиженного газа, вопреки ожиданиям, в этом году не захватили европейский рынок. Напротив, в последние месяцы, несмотря на высокий спрос на газ в Старом Свете, наблюдается отток СПГ в Азию, где опять складывается более высокая цена с "премией". Такая ситуация благоприятна для поставщиков трубопроводного газа в Европу. Так, "Газпром" практически в одиночку занимает образовавшуюся нишу на рынке Северо-Западной Европы и наращивает свою долю, которая по итогам года может достигнуть рекорда в 33% от всего потребления газа в ЕС.
Азиатская "премия" на рынке сжиженного газа начала восстанавливаться в последние месяцы, это отражает ситуацию, при которой производителям в целом выгоднее поставлять СПГ в Азию, нежели в Европу. Такая ситуация была типичной для рынка СПГ с 2012 года, но из-за падения цен на нефть ценовая "премия" для азиатских поставок стала сокращаться, пока в середине этого года не обнулилась вовсе. Это создавало опасные предпосылки для позиций российского газа в Европе, который мог быть потеснен СПГ, пришедшим с других рынков. Опасность усиливало и то, что по различным причинам в этом году стоимость газа на европейских хабах оказалась выше, чем ожидалось.
Декабрьский фьючерс на газ на британском хабе NBP вчера торговался на уровне $5,9 за MBTU (миллион британских тепловых единиц), тогда как цены на СПГ в восточной Азии, по оценкам ICIS, на декабрьские поставки составляют около $7,2 за MBTU. Это означает, что, например, для крупнейшего в мире производителя СПГ Катара при примерно равном транспортном плече при поставках выгоднее продать газ азиатским потребителям, а не в Северо-Западную Европу. За девять месяцев этого года поставки катарского СПГ в Европу снизились на 8,3%, до 19 млрд кубометров, объемы перенаправляются в Азию.
Общие поставки СПГ в Европу выросли на 2,3%, в основном за счет Алжира, который резко увеличил и экспорт трубопроводного газа, пытаясь наращиванием объемов компенсировать сокращение денежных поступлений из-за падения цен (у алжирской Sonatrach они напрямую привязаны к нефти). "Газпром", по собственным оценкам, нарастил продажи в ЕС больше всех других поставщиков, на 12,4 млрд кубометров (12,8%), идя на абсолютный рекорд по итогам года.
Азиатская премия составляет пока не более $1,5 за MBTU (в 2012-2014 годах она составляла минимум $3), но ее сохранение все же гарантирует, что Катар и Австралия по крайней мере не будут наращивать поставки в Европу. Но СПГ из Атлантического бассейна (Нигерия, Тринидад и Тобаго, США) при нынешнем размере премии вполне может оказаться и в европейских регазификационных терминалах. Тем не менее ситуация для традиционных поставщиков газа в ЕС, особенно для "Газпрома", оказалась гораздо лучше, чем представлялось еще в начале года — тогда большинство аналитиков ожидали жесткой ценовой конкуренции в Европе между трубопроводным газом и СПГ. Пока же "Газпром" без особых проблем захватывает в Европе нишу, образовавшуюся из-за дополнительного спроса на газ в генерации, где низкие цены сделали его конкурентоспособным по сравнению с углем. По итогам девяти месяцев "Газпром" добился увеличения своей доли в потреблении и импорте газа в ЕС до рекордных уровней — 32,9% и 44,5% соответственно.
Росту цен в Азиатском регионе способствовали остановка нескольких АЭС в Южной Корее из-за землетрясения, а также проведение Египтом рекордного по размерам тендера по закупке СПГ на 2017-2019 годы, говорит Роман Казьмин из ICIS. "Египет хочет закупить 90 грузов СПГ (партии различаются по величине: например, объем груза может быть близок к 150 тыс. кубометров газа.— "Ъ") и предлагает хорошую премию, поэтому трейдеры, которые участвуют в тендере, придерживают спотовые грузы для поставки в первом квартале",— отмечает аналитик, подчеркивая, что этот эффект будет временным. По его мнению, избытка СПГ на рынке, который ожидался в этом году, не произошло из-за появления новых потребителей, в основном на Ближнем Востоке и в Индии, где СПГ может успешно конкурировать с нефтепродуктами. "Европа остается для всех поставщиков крайним вариантом: не нужно много ума, чтобы скинуть груз с дисконтом в 2% к цене NBP",— заключает господин Казьмин.