Российским фанатам нашли генерала
Владимир Маркин возглавил комитет РФС по безопасности и работе с болельщиками
Кадры
На вчерашнем заседании исполкома Российского футбольного союза (РФС) произошел ряд назначений на должности руководителей комитетов организации. А самым любопытным среди них, безусловно, было назначение главы комитета по безопасности и работе с болельщиками. На эту должность был избран Владимир Маркин — бывший официальный представитель Следственного комитета России (СКР), с октября работающий первым заместителем гендиректора "РусГидро". В подразделении РФС он заменил Александра Чекалина.
Генерал Маркин до последнего времени являлся простым членом вышеупомянутого комитета. На ключевой пост его рекомендовала Российская футбольная премьер-лига. Вице-премьер РФ и президент РФС Виталий Мутко, как выяснилось на исполкоме, поддержал эту инициативу. Он охарактеризовал Владимира Маркина как "человека с большим опытом" в том числе работы в общественных организациях, который "знает структуру правоохранительных органов". "Накануне чемпионата мира нам нужен работоспособный комитет. А то предыдущий руководитель ни одного заседания не провел",— добавил господин Мутко.
Виталий Мутко, таким образом, по сути, подтвердил, что перед первым в истории России мировым футбольным первенством, которое она примет в 2018 году (за год до него стране предстоит провести также имеющий статус топ-турнира Кубок конфедераций), решил усилить работу на одном из ключевых и наиболее проблемных направлений для РФС. Раньше ее важнейшая составляющая, связанная с фанатами, ассоциировалась в основном не с официальной головной структурой в отечественном футболе, а с созданным при содействии федерации Всероссийским объединением болельщиков (ВОБ). Однако осенью РФС был вынужден вернуть себе контроль над этой сферой.
К такому повороту привели события на чемпионате Европы во Франции. Во время него обсуждалась в первую очередь не плохая игра сборной России, а ее болельщики и президент ВОБ Александр Шпрыгин. Он получил международную известность после инцидентов, имевших место 11 июня в Марселе — до и сразу после окончания матча россиян с англичанами. Перед игрой российские фанаты активно принимали участие в стычках с англичанами, а после финального свистка, воспользовавшись тем, что охрана арены Stade Velodrome не разделила сектора, в которых сидели фаны, атаковали поклонников команды-соперницы. По итогам разбирательства этих побоищ 20 болельщиков, прибывших по квотам ВОБ, были высланы из Франции, а трое приговорены к тюремным срокам. Сам Александр Шпрыгин был выслан даже дважды — после отправки из страны за причастность к беспорядкам в Марселе он все же вернулся обратно перед последним матчем группового турнира, в котором сборная России встречалась в Тулузе с командой Уэльса, и был задержан на стадионе. Уже тогда Виталий Мутко говорил, что ВОБ "подвело весь российский футбол". А в сентябре на конференции РФС объединение было исключено из состава РФС.
В российском чемпионате болельщики также периодически оказываются в центре внимания из-за своего поведения. В нынешнем сезоне, правда, разразился всего один по-настоящему громкий скандал, и то во втором по рангу дивизионе,— речь о массовой драке фанатов "Динамо" и "Факела" в Воронеже. Но за менее резонансные нарушения контрольно-дисциплинарный комитет РФС штрафует клубы из элитного дивизиона практически после каждого тура.
"Положение по сравнению с прежними сезонами принципиально не улучшилось, а проблемы остаются прежними — это оскорбительные выкрики с трибун, провокационные баннеры",— сообщил "Ъ" генеральный секретарь Профсоюза футболистов и тренеров России Николай Грамматиков. Впрочем, по его мнению, "назначением конкретного человека, публичного персонажа, от которого, видимо, будут ждать в первую очередь таких же ярких выступлений, как на предыдущей должности" их не решить, а менять надо саму философию взаимоотношений клубов с фанатами. "К сожалению, эта область с трудом поддается контролю со стороны,— считает господин Грамматиков.— А во многих клубах существует устоявшаяся практика, когда, вместо того чтобы зарабатывать деньги на болельщиках, они им, наоборот, платят, чтобы те не хулиганили и не приносили штрафы. Клуб должен быть заинтересован в том, чтобы у него была своя база болельщиков, обеспечивающих ему доход, понимать, что хулиганы убивают желание ходить на футбол у респектабельных и состоятельных граждан".
Надо сказать, что Владимир Маркин сразу после своего назначения дал понять, что концентрироваться намерен как раз на этом аспекте, причем используя передовой "западный опыт". В разговоре с "Ъ" он привел пример английского и немецкого чемпионатов, в которых "люди получают истинное наслаждение от игры", не опасаясь таких явлений, как грубость и хамство соседей, использование пиротехники, и обозначил свою основную задачу так — "вернуть на арены зрителей с семьей, с детьми".
Владимир Маркин указал на то, что в России до сих пор "никто с болельщиками не работал, хотя с ними работать нужно". Причем, по мнению господина Маркина, который в ближайшее время намерен встретиться с лидерами российского фанатского движения, такая работа "должна начинаться еще до стадиона — с профилактики". Он признался, что детального плана этой работы у него еще нет, но обещал бороться с любым негативом — "нецензурной бранью, проявлениями расизма, нетерпимости" — различными способами, "если необходимо, инициируя применение уголовного законодательства". "Мы не можем сейчас ударить в грязь лицом",— заключил Владимир Маркин.