Регистраторы хотят рыночных тарифов
и оплату услуг госорганами
Регистраторские компании провели исследование, в котором высказались за рыночную модель формирования тарифов и против жесткого регулирования "сверху". Сегодня они представят полученные результаты в ЦБ. Участники рынка полагают, что необходимо дать возможность эмитентам самим выбирать прейскуранты и степень своей финансовой ответственности за оказание регистраторских услуг акционерам.
Инфраструктурный институт (ИНФИ) Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) совместно с группой экспертов ПАРТАД провели опрос 15 регистраторских компаний — девяти федеральных и шести региональных. Его результаты были опубликованы в рамках аналитического обзора "Инфраструктура РЦБ-2016". Результаты опроса показывают, что участники рынка выступают против жесткого нормативного регулирования тарифной политики, однако не исключают участия в этом процессе ЦБ, ФАС и профессиональных СРО. Если же государство продолжит участвовать в формировании тарифов (как это происходит сейчас), то должна быть проведена дифференциация между клиентами — физическими и юридическими лицами. За это выступили 46,7% опрошенных.
Большая часть участников опроса (60%) согласилась с тем, что услуги по операциям с ценными бумагами, оказываемые регистратором зарегистрированным лицам (то есть конечным клиентам-акционерам), должны быть оплачены ими самими. Еще треть считает, что бремя оплаты зарегистрированные лица должны разделить с эмитентами. При этом две трети респондентов полагают, что установление нормативного требования о компенсации эмитентами части затрат на услуги акционерам нецелесообразно. "Мы считаем, что у эмитента должен быть выбор прейскуранта, то есть меры своей финансовой ответственности при взаимодействии с акционерами",— отмечает глава ПАРТАД Петр Лансков. Этот вопрос стал актуальным из-за того, что действующие тарифы невыгодны акционерам, имеющим небольшие пакеты акций, поясняет председатель совета директоров Независимой регистраторской компании Олег Жизненко. "По факту они платят за услуги больше, чем владельцы крупных пакетов, поскольку до сих пор некоторые тарифы установлены в абсолютных цифрах. В законодательстве содержится формулировка: цена за перерегистрацию прав собственности не может зависеть от цены передаваемых бумаг",— говорит он. По словам господина Ланскова, ПАРТАД выступает за отмену законодательного установления тарифов, так как она препятствует формированию рыночных цен на услуги регистраторов. Рынок обсуждает также возможность создания пользовательских комитетов, которые участвовали бы в согласовании прейскурантов, добавляет он.
Согласно данным опроса, практически все (кроме одного) регистраторы считают, что вопрос оплаты за обслуживание эмитентов должен определяться исключительно клиентскими договорами, регулирование же "сверху" здесь неприемлемо. Если же регулятор все-таки примет решение влиять на этот аспект регистраторского бизнеса, то 50% опрошенных предпочли бы, чтобы размер абонентской платы зависел от капитализации эмитента (при ее наличии). Еще 28,6% высказались за установление минимальной оплаты эмитента в расчете на одно зарегистрированное в реестре лицо. В обоих вариантах ответов имеются в виду публичные акционерные общества, акции которых торгуются на бирже.
В вопросе же практики оказания регистраторских услуг государственным органам участники опроса были единодушны. 100% считают, что эти должны оплачиваться, как любые другие. "Речь идет о запросах, в первую очередь о запросах судебных приставов, а также налоговых органов и МВД,— уточняет гендиректор регистратора "Реестр" Юрий Тарановский.— Эти запросы составляют существенный информационный объем". По его словам, в 2015 году компания получила несколько тысяч запросов только от судебных приставов. Рынок считает, что такие услуги должны оплачиваться, как и все прочие. "Но никто не представляет, как этого можно добиться на практике",— резюмирует он.
По данным "Ъ", сегодня состоится презентация полной версии исследования в Банке России. По словам участников рынка, ЦБ проявляет интерес к этой стороне регистраторского бизнеса с целью привести ее регулирование в соответствие со своими новыми подходами и международными практиками.