Бюджетный клинч
Депутаты заксобрания Нижегородской области не находят финансовый компромисс
Профильный комитет законодательного собрания Нижегородской области в очередной раз не смог договориться по проекту регионального бюджета на 2017 год. На трех заседаниях депутаты не смогли преодолеть разногласия из-за поправки о перераспределении доходов в пользу Нижнего Новгорода. Остальные комитеты ранее поддержали главный финансовый документ, который планируется рассмотреть на заседании регионального парламента в четверг. Накануне слушаний фракция «Единой России» попытается переубедить депутатов голосовать консолидировано.
Комитет по бюджету и налогам законодательного собрания Нижегородской области в третий раз не смог принять конкретной рекомендации по проекту бюджета на 2017 год в преддверии его первых слушаний в областном парламенте. В противостоянии депутатов, поддерживающих правительство, с их коллегами из так называемого «городского лобби» компромисса достичь так и не удалось: из 39 присутствующих парламентариев 18 проголосовали «за» и столько же против принятия бюджета в первом чтении, еще трое воздержались. Градус полемики при этом по-прежнему оставался высоким.
Напомним, депутаты не могут договориться с правительством Нижегородской области и между собой о поправке, внесенной их коллегой из фракции «Единой России», бывшим мэром Нижнего Новгорода Юрием Лебедевым. На первом заседании комитета на прошлой неделе господин Лебедев предложил перераспределить налоговые поступления между областью и муниципалитетами (подробнее об этом „Ъ“ писал 18 ноября 2016 года). Инициатива потребует увеличения расходов бюджета на 4,9 млрд руб., большая часть из которых адресована Нижнему Новгороду. Правительство пока не видит иных источников финансирования кроме сокращения доходов остальных муниципалитетов и накануне уведомило об этом глав МСУ.
В продолжение дискуссии предыдущих двух заседаний группа депутатов, поддерживающих поправку, подготовила в адрес председателя комитета обращение, которое зачитал вице-спикер, бывший мэр областного центра Олег Сорокин. Он заявил, что в последнее десятилетие доля доходов Нижнего Новгорода, остающихся в его распоряжении для исполнения собственных полномочий, снизилась с 13,6% до 7,5%. При этом, по словам депутата, региональные власти перекладывали на город финансирование своих обязательств в основном социальной направленности. «Только за последние пять лет сумма таких дополнительно принимаемых обязательств превысила 5 млрд руб. Это привело к нехватке финансирования традиционных городских полномочий в сфере благоустройства, капремонта, расселения ветхого и аварийного фонда и самое главное — к значительному росту муниципального долга», — заявил господин Сорокин. По его подсчетам, объем коммерческих кредитов Нижнего с 2009 года вырос с нуля до почти 8 млрд руб. в 2016 году и достиг «критического уровня» в 72,3% от собственных доходов.
Решение о дополнительных источниках доходов, отметил Олег Сорокин, было найдено депутатами буквально за сутки. В основном инициативы касались сокращения расходов областного бюджета. Так, единоросс Михаил Манухин предложил отложить расходы на концессионные соглашения правительства с бизнесом в объеме около 500 млн руб. Леонид Гойхман выступил за сокращение налоговых льгот спонсорам спортивных команд с предварительным анализом их эффективности. Их однопартиец Василий Суханов призвал снизить расходы на областные СМИ в 3,5 раза до 70 млн руб. и на треть урезать содержание аппарата правительства — до 1,2 млрд руб. «В существующей расходной части есть определенный „жирок“, который можно чуть-чуть подтопить, и за этот счет реализовать предложения Лебедева», — добавил Василий Суханов. Другие депутаты отстаивали спорную поправку аргументами о том, что изменение не скажется на доходах муниципалитетов, и настаивали на поиске компромисса, напоминая, что распределение расходов — предмет второго чтения, тогда как в первом принимается доходная часть бюджета.
Тогда спикер парламента Евгений Лебедев предложил создать согласительную комиссию из депутатов для обсуждения спорных вопросов: «Бюджет будет работать только в том случае, если мы не станем форсировать события и принимать скоропалительные решения». Вице-спикер Александр Табачников раскритиковал инициатора поправки за ее неожиданность и отсутствие диалога с депутатами. «Вы специально внесли это (предложение — „Ъ“) в тот момент, когда у ваших коллег даже не было возможности знать, что вы планируете. Если вы хотите разрешить проблему, то разговаривайте с людьми на абсолютно понятной, адекватной позиции. Если хотите засунуть отвертку под ребро — тогда подход абсолютно понятный и задача тоже понятна», — негодовал господин Табачников. Его поддержал заместитель губернатора Антон Аверин: «Мы о поправке услышали в прошлый четверг, а минфин готовил проект бюджета с сентября. За три-четыре дня мы должны переделать весь бюджет из-за поправки, последствия которой мы не понимаем? Это невозможно». Чиновник также напомнил, что в случае задержки в принятии бюджета область может лишиться федерального финансирования на реализацию госпрограмм. Рассылку в адрес муниципалитетов о возможном сокращении их доходов из-за инициативы депутата Лебедева господин Аверин назвал «нормальным рабочим процессом», где «нет ни одного слова неправды».
В итоге комитет так и не смог принять единого решения. По итогам споров Александр Табачников сообщил „Ъ“ о готовящемся заседании фракции «Единой России», где депутаты попытаются убедить своих коллег принять бюджет в первом чтении.