Занятость ради бедности
Отсутствие безработицы позволяет гражданам экономить на потреблении, но не на будущем
Как следует из данных опросов Института социологии РАН, существенно пострадавшей от нынешнего экономического кризиса считает себя половина населения (47%). Основной стратегией адаптации для большинства является экономия — в первую очередь на приобретении одежды, продуктов питания и путевок. Несмотря на потенциальное наличие рабочих мест, наиболее распространенным способом пережить трудные времена является использование личных подсобных хозяйств (за последние два года выросло до 20%). Разовыми же подработками занимаются лишь 14% населения, а постоянный приработок есть только у 4% граждан.
Население России оценивает свое экономическое положение все лучше, хотя доля тех, кто активно адаптируется к кризису, остается небольшой — таковы результаты исследования "Российское общество в условиях кризисной реальности (по результатам социологического мониторинга 2014-2016 годов)" Института социологии РАН. Исследование состоит из нескольких опросов общественного мнения, проведенных на выборке в 4 тыс. человек. По последним данным (опросы проводились в октябре), почти половина россиян (47%) оценивает ущерб, нанесенный им кризисом, как "существенный, но не катастрофический" — доля этой категории ответов стабильна уже на протяжении года. При этом частота максимально негативных оценок влияния кризиса за последние полгода упала в два раза (с 14% до 7%), а число не пострадавших от кризиса, наоборот, вдвое выросло (с 7% до 14%). Доля оценивающих личный ущерб от кризиса как "очень значительный", наиболее велика среди имеющих доходы ниже половины региональной медианы (12%), а также среди тех, кто считает свое материальное положение плохим (15%).
Наиболее распространенной моделью адаптации к кризису для россиян по-прежнему является экономия — к ней прибегает большая часть населения (73%). В этих условиях наиболее популярными направлениями снижения расходов оказались покупка одежды и обуви (53% среди всего населения и 72% среди сокративших расходы), продуктов питания (43% и 59%) и траты на отдых (43% и 59%). Также массово граждане экономят на досуге и дорогостоящих товарах длительного пользования, причем за полгода "рейтинг" направлений экономии не изменился.
Отметим, что стратегии кризисной адаптации соответствуют предположениям стандартной экономической модели — но происходят в условиях довольно необычной ситуации на рынке труда. В большинстве стран работодатели адаптируются к кризису за счет увольнений — а в России они предпочитают сокращать зарплаты работников, что и становится причиной существенного падения доходов при относительной невысокой безработице (подробнее см. "Ъ" от 21 ноября). Это, в свою очередь, приводит к высокому уровню текучести персонала, из которого следуют минимальные вложения работодателей в человеческий капитал и низкая вероятность выхода из кризиса за счет роста производительности труда.
В свою очередь, несмотря на наличие рабочих мест, наиболее популярно среди практик адаптации к кризису использование подсобных хозяйств. Среди опрошенных их упомянули 20%, причем доля таких ответов увеличилась в два раза по сравнению с 2014 годом. При этом разовые приработки являются подспорьем лишь для 14%, а постоянная дополнительная занятость — всего для 4% граждан. Доходы от имущества и процентов по вкладам получают сегодня только 3% населения. В более отдаленной перспективе, впрочем, дополнительные заработки предполагает искать уже половина опрошенных — но другая половина респондентов планирует по-прежнему продолжать экономить.
В отсутствие же участия работодателей в развитии человеческого капитала сами граждане экономят на себе в меньшей степени. Так, только 22% всех россиян (и 30% среди начавших экономить хотя бы на чем-то) отмечают, что из-за кризиса сокращают расходы на лекарства, лечение и медицинские услуги. На образовании начали экономить лишь 12% граждан (и 16% из начавших экономить в принципе). Впрочем, по мнению авторов исследования, происходит это не только из-за понимания важности инвестиций "в самих себя", но и из-за невысокой распространенности платных образовательных услуг среди населения (охват взрослых — 14%, детей — 31%).