Журналисты отстояли свободу слова
ЕСПЧ признал законным памфлет на прокурора
Европейский суд по правам человека признал, что Россия нарушила 10-ю статью Европейской конвенции по правам человека и обязал российские власти выплатить журналистам приморской газеты «Арсеньевские вести» компенсацию на общую сумму 7840 евро. Редактор издания Ирина Гребнева и корреспондент Надежда Алисимчик были признаны приморским судом виновными в клевете на бывшего прокурора края Валерия Василенко. Поводом для такого решения стал коллаж, опубликованный в газете в ноябре 2003 года: на нем была изображена девушка легкого поведения, в которой прокурор опознал себя.
Решение по делу «Гребнева и Алисимчик против России» было опубликовано на сайте Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) 22 ноября. Поводом для обращения послужило решение мирового суда Владивостока, признавшего Ирину Гребневу и Надежду Алисимчик виновными в клевете на прокурора Приморского края Валерия Василенко (в мае 2005 года он ушел в отставку). Того возмутила публикация в одном из номеров «Арсеньевских вестей» в ноябре 2003 года. В сатирическом материале, посвященном кампании по выборам депутатов Госдумы, изложено интервью с вымышленным персонажем — директором агентства интимуслуг «Контакт или имидж!» Василинкой. Текст был проиллюстрирован коллажем, на котором изображена девушка с лицом Валерия Василенко в короткой юбке и блузке из долларовой купюры.
«Это был памфлет, в котором излагается точка зрения на то, как проходила избирательная кампания. Она была очень грязной, а правоохранительные органы никак не реагировали»,— объяснила „Ъ“ свою позицию Ирина Гребнева. Она признала, что в коллаже была использована фотография господина Василенко. «Он много лет занимал пост прокурора края и стал олицетворением правоохранительной системы. Мы использовали его лицо, не как конкретного человека, а образа всей системы»,— раскрыла авторский замысел редактор газеты. По ее словам, в тексте вообще не упоминался прокурор Василенко. «А за коллаж судить нельзя»,— уверена госпожа Гребнева. Однако в июне 2004 года мировой суд признал редактора и корреспондента, автора публикации, виновными в клевете и обязал возместить прокурору моральный вред в размере 60 тыс руб. Кассации журналистов Фрунзенский районный суд Владивостока, а затем и Приморский краевой суд оставили без удовлетворения.
Европейские судьи посчитали, что их российские коллеги необоснованно ограничили свободу слова, гарантированной 10-й статьей Европейской конвенции по правам человека. Как говорится в решении ЕСПЧ, журналисты в своей публикации «в сатирической манере» осудили практику, при которой правоохранительные органы закрывали глаза на поддержку властями некоторых кандидатов в ущерб другим. Европейские судьи напомнили, что для государственных должностных лиц «пределы приемлемой критики являются более широкими, чем для частных лиц». ЕСПЧ обязал российские власти выплатить Ирине Гребневой и Надежде Алисимчик по 920 евро в качестве компенсации материального ущерба и по 3000 евро в качестве компенсации морального вреда. Кроме того 2760 евро должны быть выплачены двум адвокатам журналистов.
«Мы рады, что справедливость восторжествовала»,— прокомментировала „Ъ“ решение суда Ирина Гребнева. По ее словам, в ЕСПЧ направлены еще три жалобы на решения приморских судов, признавших несоответствующими действительности информацию, содержащуюся в публикациях «Арсеньевских вестей». «Речь идет о материалах о коррупции в армии, причастности таможенников к контрабанде и пытках в следственных органах»,— пояснила госпожа Гребнева. Комментарий бывшего прокурора Приморья Валерия Василенко получить не удалось.
Это уже второе дело выигранное журналистами «Арсеньевских вестей» в ЕСПЧ. В 2009 году Страсбургский суд также признал, что Россия нарушила 10-ю статью Европейской конвенции по правам человека, и обязал российские власти выплатить учредителям издания компенсацию на общую сумму 5580 евро. В 2002 году журналисты были признаны Арсеньевским городским судом виновными в распространении сведений, порочащими деловую репутацию управления судебного департамента при Верховном суде РФ в Приморском крае и лично его руководителя Владимира Шульги и приговорены к выплате штрафа в размере 75 тыс руб.