Надежда на тариф
Новосибирские пассажирские предприятия лоббируют рост платы за проезд
Новосибирские городские предприятия пассажирского транспорта строят большие планы, связанные с ростом тарифов на проезд. Метрополитен представил в горсовете свою программу развития с объемом инвестиций 800 млн руб., рассчитанную на период с 2017 по 2021 год. «Горэлектротранспорт» надеется снизить убытки, более 150 млн руб., за счет увеличения платы за проезд. Повышение тарифа не панацея для городского транспорта, уверены депутаты, однако интереса частных инвесторов к проектам в этой сфере пока тоже нет.
Глава МУП «Новосибирский метрополитен» Андрей Ксензов представил депутатам проект инвестпрограммы развития метрополитена на период с 2017 по 2021 год. Объем инвестиций — 800 млн руб. На эти деньги планируется, в частности, завершить строительство станции «Золотая нива» — построить второй перегон до станции «Березовая роща». В том числе, предполагается закончить работы на станционном комплексе — оборудование двух лифтов и подъемника для маломобильных групп населения. «Все это позволит достигнуть проектной мощности и безопасности в эксплуатации на этом направлении. Думаю, что мы сократим интервал движения поездов по этому перегону с 4,3 мин. до проектного показателя 2,5 мин.»,— уточнил Андрей Ксензов.
По его словам, деньги в программу планируется привлечь за счет увеличения тарифа на проезд: «Если соответствующий департамент облправительства утвердит с 1 января 2017 года тариф на проезд в метрополитене в размере 23 руб.». Сейчас тариф составляет 20 руб. «В этих трех дополнительных рублях на один рубль будет приходиться себестоимость работы метрополитена, еще два — инвестиционная составляющая,— сказал Андрей Ксензов.— Мы исходим из планируемого объема перевозки пассажиров 80 млн человек в год». В 2016 году новосибирский метрополитен рассчитывает перевезти 79 млн пассажиров. Планируемая прибыль в 2016 году — 35 млн руб. (в 2015 году — 30 млн руб.). В то же время господин Ксензов отметил, что задолженность бюджета перед метрополитеном в части компенсации затрат на проезд льготных категорий граждан превышает 800 млн руб. «Она начала образовываться с 2009 года. Почти 500 млн руб. приходится на студентов и школьников. За десять месяцев текущего года задолженность составила 143 млн руб.»,— сообщил он.
Планы по улучшению финансовой ситуации на предприятии связывает с увеличением платы за проезд руководство МКП Новосибирска «Горэлектротранспорт». По словам директора компании Евгения Жираткова, несмотря на принятые меры оптимизации расходов, у предприятия есть серьезные проблемы. «Это, например, старение подвижного состава: при нормативе 16 лет для трамваев они используются 20 лет, троллейбусы — 16 лет при нормативе 10 лет, ветшают основные фонды. Мы очень рассчитываем на повышение тарифа. Конечно, он не решит всех наших проблем, но во многом облегчит существование»,— сказал господин Жиратков. При условии, что с 1 января 2017 года тариф вырастет до 21 руб. (сейчас 18 руб.), вместо 300 млн руб. дефицита бюджета по «Горэлектротранспорту», как это было в 2015 году, мы выйдем на 90 млн руб., сообщил начальник управления пассажирских перевозок мэрии Роман Дронов. По его словам, за девять месяцев 2016 года убыток предприятия составил 157 млн руб., долги по налогам — 50,2 млн руб., по энергоресурсам — 36,4 млн руб. С января по октябрь этого года предприятие перевезло 61,7 млн пассажиров.
Как уточнил „Ъ“ глава областного департамента по тарифам Гарей Асмодьяров, обращения с просьбой увеличить тариф на проезд на общественном транспорте начали поступать еще летом текущего года: «И от перевозчиков („Горэлектротранспорт”, метрополитен), и от мэрии. Решение пока не принято. Когда этот вопрос будет решен, пока не готов сказать».
«Увеличение тарифа не панацея для „Горэлектротранспорта”, это лишь одна из возможностей поддержать предприятие на плаву,— уверен глава комитета по городскому хозяйству совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин.— Сегодня речь идет о спасении компании. Кроме тарифа и оптимизации расходов МКП, нужна совместная программа развития пассажирского транспорта с участием бюджетов города и области». Он также отметил, что несколько раз обсуждались проекты по привлечению частных инвестиций в развитие городского пассажирского транспорта. «Пока все остается на уровне разговоров. Ситуация на рынке не располагает инвесторов к вложению длинных денег в, например, строительство новых станций новосибирского метрополитена»,— говорит он.