Вдохнуть жизнь в медвежий угол
ЛУКОЙЛ, получив в конце прошлого года свою первую в Восточной Сибири лицензию — на Восточно-Таймырский участок в Красноярском крае, уже приступил к выполнению стартового этапа геологоразведочных работ. В компании уверяют, что активная работа в регионе будет продолжаться, даже несмотря на падение цен на нефть. При этом ЛУКОЙЛ за три года вложит в социальную сферу Таймыра 350 млн руб.
Первый шаг в Восточную Сибирь
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (на 100% принадлежит ЛУКОЙЛу) выиграло лицензию на освоение части Восточно-Таймырского участка в августе 2015 года. Конкурсная комиссия Роснедр выбрала проект ЛУКОЙЛа, оценив опыт компании в организации проектирования, строительства и эксплуатации морских нефтеотгрузочных терминалов в Арктике. Покупка стала первым активом ЛУКОЙЛа в Восточной Сибири. Компания предложила за участок 1,9 млрд руб.— почти в 600 раз выше стартового платежа. Срок лицензии на пользование недрами составляет 27 лет.
Восточно-Таймырский участок недр расположен в Таймырском (Долгано-Ненецком) муниципальном районе Красноярского края близ устья реки Хатанги. Здесь расположен районный центр — поселок с одноименным названием Хатанга, на территории которого находится морской и речной порт, являющийся третьим по значению на Таймыре после Дудинки и Диксона. Полуостров Таймыр — самая северная материковая часть суши Евразийского континента, его территория относится к зоне постоянной многолетней мерзлоты.
ЛУКОЙЛ начал активно интересоваться Восточно-Таймырским участком после того, как компания не смогла участвовать в первом этапе распределения наиболее привлекательных участков арктического шельфа в 2012-2013 годах. По закону это право сегодня есть только у государственных "Газпрома" и "Роснефти". В начале 2014 года глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов сообщал Владимиру Путину о том, что компания решила осваивать "медвежий угол", имея в виду Восточно-Таймырский участок. "При вашем одобрении мы начали бы детальную проработку с Министерством природных ресурсов, чтобы в этом районе начать хотя бы формировать инфраструктуру",— обратился тогда к главе государства президент нефтекомпании. Президент идею поддержал.
Однако на тот момент ЛУКОЙЛ едва ли мог осуществить задуманное: участок тогда был существенно больше (около 23,3 тыс. кв. км) и включал в себя не только сухопутную территорию, но и транзитные воды и шельф. Его прогнозные геологические ресурсы нефти оценивались в 351,1 млн тонн, извлекаемые — в 101,8 млн тонн, ресурсы газа — в 226,1 млрд кубометров.
В мае Роснедра разделили блок на морскую и сухопутную части, однако в Минприроды отметили, что владелец участка на суше получает базу для разработки на море. ЛУКОЙЛ как профессиональный оператор на Каспии и Балтике не отбросил планов получить доступ на арктический шельф и подал заявку на участие в конкурсе на приобретение лицензии.
Вторым претендентом на участок стала "Роснефть". Несмотря на состоявшийся аукцион, ЛУКОЙЛу пришлось побороться за актив: проигравшая торги госкомпания не согласилась с решением комиссии и потребовала отменить результаты конкурса, а затем в суде добилась обеспечительных мер, из-за которых Роснедра были вынуждены приостановить оформление лицензии. Судебные разбирательства тянулись до середины ноября. В итоге суд признал решение конкурсной комиссии законным, а "Роснефть" отказалась от своих претензий.
Разведка без раскачки
В феврале ЛУКОЙЛ приступил к выполнению первого этапа геологоразведочных работ на Восточно-Таймырском лицензионном участке в Красноярском крае. Геологоразведка на данном этапе включает в себя сейсморазведочные работы 2D в объеме 2421 погонного километра и бурение независимой поисковой скважины. Сообщалось, что в полевой сезон 2016 года планируется выполнить 1 тыс. погонных километров сейсмопрофилей.
ЛУКОЙЛ уже сейчас анализирует возможные варианты разработки участка и варианты транспортировки готовой продукции с него при условии обнаружения коммерческих запасов углеводородов. В годовом отчете компании указывается, что из возможных вариантов внешней транспортировки товарной нефти с месторождений Восточно-Таймырского участка предполагается применение танкеров с погрузкой через современный стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал, который в данном варианте предусматривается установить в Хатангском заливе моря Лаптевых. "При такой схеме нефть транспортируется по Северному морскому пути и загружается в танкер-накопитель на рейде незамерзающего морского залива в районе Мурманска. Далее нефть загружается в крупнотоннажные танкеры и поставляется на экспорт",— поясняли в компании.
Аналогичный отгрузочный терминал успешно функционирует уже семь лет в акватории Баренцева моря. В поселок на морском побережье Варандей поступает нефть, добываемая в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, и отправляется танкерами в мурманский порт. Так как большую часть года Баренцево море покрыто льдами, в целях безопасности подхода судов пришлось построить причал не на суше, а в 22 км от берега.
Согласно планам ЛУКОЙЛа, до 2020 года будет завершена сейсморазведка 2D и пробурены две поисковые скважины на перспективных структурах Восточно-Таймырского участка. По итогам этих работ компания уточнит планы по дальнейшему освоению участка. Глава компании отмечал, что падение цен на нефть не повлияет на развитие таймырского проекта. По его словам, период кризиса дает возможности для динамичного развития. "Мы вошли в проект Таймыра, сегодня активно работаем над проектами на территории ряда других стран, где открываются для нас новые возможности. Финансовый потенциал компании и наша сбалансированная политика за последние годы позволяют нам уверенно смотреть на среднесрочный период даже при сегодняшней цене",— отметил глава компании.
Импульс для развития севера Красноярского края
При этом в конце января президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов подписал соглашение о социальном сотрудничестве в рамках проекта освоения Восточно-Таймырского участка. Планируется, что компания за три года вложит в социальную сферу Таймыра 350 млн руб. Это поможет вернуть жизнь в практически вымершие местные поселки. Речь идет о Хатангском сельском поселении, куда входят десять населенных пунктов с общей численностью населения около 5 тыс. человек.
"Мы на Таймыре идем на развитие самых небольших предприятий — по заготовке рыбы, по промысловой деятельности, по мини-переработке. Это все тоже важно, потому что новые экономические импульсы укрепляют социумы, повышают качество жизни. И тут приходит такая мощная компания с большими планами, а мы верим в серьезные богатства этой территории",— отмечал по итогам подписания соглашения с ЛУКОЙЛом губернатор Красноярского края Виктор Толоконский.
По его словам, кумулятивный эффект от прихода нефтяной компании регион почувствует практически сразу. "Для Таймыра, и в частности поселка Хатанга, работы по освоению Восточно-Таймырского участка ЛУКОЙЛом — это крупный и очень важный проект. Уже сейчас на подготовительном этапе будут созданы новые рабочие места, в поселке появятся дополнительные производства. Все это приведет к развитию инфраструктуры, транспортного сообщения, в том числе морского пути", — отмечал он на церемонии подписания.
Общие параметры взаимодействия ЛУКОЙЛа и Красноярского края были определены соглашением, подписанным в июне 2015 года на Петербургском международном экономическом форуме.
Согласно документу, ЛУКОЙЛ окажет финансовую помощь в строительстве интерната на 250 мест в поселке Носок, здания под размещение спортивного зала и кабинетов для организации кружковой деятельности детей в селе Хатанга. "Даже на период геологоразведки мы привлекаем те организации, которые базируются в поселке Хатанга, чтобы они вели разведочные работы на воде, которые нам нужны для технологических нужд. И, конечно, если будет открытие, то мы задействуем огромный потенциал не только специалистов, которых туда доставим, но и те региональные возможности, которые даст нам Таймырский район",— отмечал, в свою очередь, Вагит Алекперов.
Сейчас "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" платит в региональные бюджеты всех уровней порядка 300 млрд руб. в год. Еще примерно 2 млрд руб. общество направляет в рамках соглашений с субъектами федерации на взаимодействие с коренными малочисленными народами Севера на благотворительность. Средства используются для строительства школ и детских садов, спортивных и культурных центров, поликлиник и больниц, ремонта дорог и благоустройства населенных пунктов, поддержки природных парков и заказников. Например, в 2014 году только в Югре в перечне объектов, которые реконструировались или строились на эти деньги, было порядка 100 наименований.
Дополнительные запасы
"После получения лицензии на право пользования недрами Восточно-Таймырского участка ЛУКОЙЛ существенно пересмотрел оценку ресурсов углеводородов, что в случае успеха геолого-поисковых работ открывает перспективы добычи нефти и газа в новом регионе Восточной Сибири",— отмечали тогда в компании. В ЛУКОЙЛе уверены, что у компании есть все необходимые технологии и навыки для проведения работ в данном регионе. "Событие в какой-то степени историческое: у нас еще не было проектов в Восточной Сибири. Однако наши сотрудники имеют богатый опыт и готовы к работе в условиях Крайнего Севера, уже отработаны все технологические и экологические аспекты геологоразведки",— говорил глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.