Встреча в небе
Как координируются в полете действия пилотов
В небе над Москвой в четверг опасно сблизились два самолета. Как сообщает "Интерфакс", это были частный лайнер и пассажирский аэробус, который следовал из Анкары. Система предупреждения сработала у бизнес-джета, он находился на высоте 11300 м, тогда как второе судно следовало на уровне 11000. В итоге лайнеры избежали столкновения.
Какие правила существуют для частной и гражданской авиации? Как отметил летчик-испытатель Александр Лавриков, инструкции не зависят от типа судна. "Над каждым городом устанавливается зона полетов — входные и выходные трассы. Над самой Москвой разрешается летать выше 11 тыс. метров напрямую, и то не над Кремлем, естественно, а так, по краю. Эти самолеты шли на разных высотах, и эшелонирование у них было согласно правилу RVSM, то есть, правилу эшелонирования в международном воздушном пространстве. Почему сработал TCAS — это нужно выяснять", — рассказал эксперт.
Минимальная высота расхождения воздушных судов составляет 330 м. По мнению экспертов, на частном британском самолете сигнализация могла сработать преждевременно. Это действительно штатная ситуация, считает лётчик-инструктор первого класса Андрей Красноперов: "Все сближения происходят в момент набора из-за потери высоты. Вот в этот промежуток у них может быть сближение. Диспетчер говорит, как правило: "Занять эшелон". И он начинает снижение. В автопилоте максимальная скорость снижения — метров 17. Летчик может снижаться и десять метров, и пять метров, по ситуации. А другой поднимается, скорость подъема самолета определяется тягой его двигателей. Решил быстрее набрать высоту, побольше оборотов дать двигателю и набрать. Вот в эти моменты, как правило, и получаются сближения — в момент набора и потери высоты. Скорее всего, тот, который летел в Москву, тот шел на снижение, то есть занимал эшелон пониженный".
Предупреждать опасные сближения лайнеров — это работа диспетчеров, и они с ней прекрасно справились, отметил генеральный директор компании Jet Transfer Александр Евдокимов. "Такая ситуация может произойти в любом секторе, в любом небе, не обязательно над столицей. В любом случае происходит какое-то сближение, для этого есть диспетчеры, которые вовремя это все предвидят, посмотрят, подскажут и сделают. В данном случае, видимо, такая же ситуация возникла. Видимо, диспетчер правильно все отработал, поэтому и ничего не случилось, да и не думаю, что могло бы случиться. Есть определенные правила, по которым самолеты летают, частный это борт, не частный — без разницы абсолютно. И для диспетчеров, и для любой службы нет разделения", — пояснил он.
Росавиация уже сообщила, что опасного сближения самолетов над Москвой не было, сигнал системы предупреждения оказался ложным.