«Белкоммунмаш» встанет на сибирские рельсы
Совместное предприятие по сборке трамваев будет пущено в Новосибирске в 2017 году
«Белкоммунмаш» и мэрия Новосибирска в 2017 году пустят совместное предприятие по сборке трамваев. Мощности завода разместятся на площадке «Горэлектротранспорта», кузовы трамваев будет поставлять белорусский партнер. Планируется, что в первый год компания модернизирует для города 12 трамваев за 200 млн руб. Инициаторы проекта рассчитывают выполнять заказы не только для Новосибирска, но и для соседних регионов, трамвайные парки которых также нуждаются в обновлении. Эксперты отмечают, что потребность в обновлении парка далеко не всегда подкрепляется платежеспособным спросом.
В 2017 году в Новосибирске начнет работу новое производство по сборке трамваев — ООО «БКМ-Сибирь», совместное предприятие мэрии Новосибирска и белорусского завода «Белкоммунмаш». «Каждой стороне в этом СП принадлежит по 50%. Уставный капитал ООО составит 1 млн руб.»,— рассказал „Ъ“ начальник управления пассажирских перевозок мэрии Роман Дронов. Как уточнили „Ъ“ в «Белкоммунмаше», предприятие было зарегистрировано вчера. Планируется, что завод разместится на одной из площадок МКП «Горэлектротранспорт». Его руководитель Евгений Жиратков пояснил, что это будет трамвайное депо в Кировском районе Новосибирска. Предприятие займется модернизацией и сборкой вагонов трамваев, пускового оборудования, двигателей, установкой кузовов. Господин Жиратков рассказал, что кузовы будет поставлять в Новосибирск белорусский партнер. В 2011 году, по словам Романа Дронова, «Белкоммунмаш» уже реализовывал в Новосибирске совместный проект с «Горэлектротранспортом» по модернизации десяти трамваев. «Теперь это будет осуществляться на постоянной основе»,— сказал он.
В первый год работы новое предприятие модернизирует 12 трамваев, на эти цели из бюджетов города и области планируется выделить 204 млн руб., сообщил Евгений Жиратков. Заказчиком выступит «Горэлектротраснпорт». «Мы рассчитываем, что уже в первый год СП выйдет в ноль»,— надеется Роман Дронов.
Как рассказал „Ъ“ первый заместитель гендиректора ОАО «УК холдинга „Белкоммунмаш“» Дмитрий Парков, инвестиции в запуск СП составят около $200 тыс. Они пойдут на модернизацию системы отопления, приобретение двух специализированных станков для модернизации трамвайных тележек. Планируется, что предприятие будет производить по два трамвая в месяц. «Все будет зависеть от бюджета города и поступающих заказов»,— уточнил господин Парков. Инициаторы проекта рассчитывают также на заказы пассажирских предприятий соседних регионов. По оценкам «Белкоммунмаша», сегодня потребность в трамваях в Сибирском федеральном округе составляет 992 единицы. При этом, как отметил Дмитрий Парков, износ трамваев в Новосибирске — 90%. По данным мэрии Новосибирска, трамвайный парк города насчитывает 139 трамваев. Как уточнили в компании, производств, подобных создающемуся СП, в Сибири сегодня нет.
Гендиректор трамвайно-троллейбусного управления города Томска Григорий Шульгин рассказал „Ъ“, что в ближайшие годы в городе не планируется существенного расширения трамвайного парка. «Средств ни у нас, ни у Томска на это нет. Сейчас у нас в парке 46 трамваев. Из них 14 новых, порядка 8–10 перебраны и в хорошем состоянии, а остальные требуют или существенной доработки, или замены. Учитывая планы по увеличению частоты трамвайного движения, возможно, два-три трамвая нам еще понадобятся»,— сказал он. Появление в Новосибирске предприятия по сборке трамваев господин Шульгин считает интересным проектом. «Но количество заказов к нему будет зависеть от качества сборки, цены и соответствия моделей нашему основному трамвайному парку»,— уточняет он. Если завод будет заниматься не только сборкой, но и капитальным ремонтом, то интерес к нему будет гораздо выше, уверен Григорий Шульгин.
Успешность предприятия будет полностью зависеть от заказов муниципальных властей, отмечает директор филиала «БКС-премьер» в Новосибирске Григорий Сосновский. «Но бюджеты городов и регионов зачастую не могут себе позволить таких дорогостоящих инвестиций, как обновление трамвайных парков,— говорит эксперт-аналитик АО „Финам” Алексей Калачев.— При этом производство трамваев снижалось на протяжении нескольких лет: в 2013 году в стране было произведено 137 трамваев, в 2014 году — 104, в 2015 году — 31». В 2015 году из федерального бюджета было выделено 384 млн руб. субсидий восьми субъектам РФ на закупку троллейбусов и трамвайных вагонов в рамках госпрограммы развития промышленности, но ни одного сибирского региона в списке получивших субсидии не было, напоминает он. Господин Сосновский полагает, что «власти Новосибирска хотят реализовать имиджевый проект, который позволит создать рабочие места, но вряд ли будет эффективным в долгосрочном периоде».