Реджепу Эрдогану указали на не место в ЕС
Европарламент рекомендовал заморозить переговоры о вступлении Турции в альянс
В отношениях между Анкарой и Брюсселем назревает очередной масштабный кризис. Вчера Европарламент принял резолюцию, призывающую к заморозке переговоров о вступлении Турции в ЕС. И хотя документ носит рекомендательный характер, многие считают его предвестником более жестких шагов Европы в отношении Турции. Ожидается, что на саммите ЕС в бельгийской столице 15-16 декабря нынешняя рекомендация обретет форму обязательного к исполнению решению. В Анкаре утверждают, что принятая резолюция противоречит "базовым европейским ценностям".
Состоявшееся вчера голосование предваряли дебаты, на которых верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила: отношения Евросоюза с Анкарой "находятся на перепутье". Госпожу Могерини тревожит намерение турецких властей восстановить смертную казнь. По ее словам, "переход от риторики к действиям в этом вопросе будет сигналом, что Турция не хочет быть членом ни европейской семьи, ни Совета Европы, ни ЕС". Помимо дискуссии о смертной казни Федерику Могерини беспокоит задержание членов парламента от прокурдской Демократической партии народов, ограничение свободы слова и СМИ, а также дискриминационная политика в отношении оппозиции.
Нынешнюю резолюцию инициировала вторая по влиянию и численности в Европарламенте фракция европейских социалистов и демократов. Обсудив проект документа, евродепутаты разошлись во мнениях. Некоторые заявили, что по отношению к Турции, "нарушающей права человека и базовые принципы ЕС", нельзя допускать никаких поблажек. Другие напомнили, что страна остается естественным союзником европейцев, надежным членом НАТО и экономическим партнером, что она приютила у себя более 3 млн беженцев из Сирии. Однако большая часть выступивших высказалась за временную заморозку процесса вступления Турции в ЕС. За резолюцию проголосовали 479 человек при 37 против и 107 воздержавшихся.
Турецкий министр по делам ЕС Омер Челик вчера заявил, что резолюция противоречит "базовым европейским ценностям". При этом он порекомендовал депутатам Европарламента "следить за словами", обращенными в адрес турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. Сам господин Эрдоган ранее по этому же поводу заявил: "Борьба за независимость нашей страны не прервется из-за того, что кто-то там будет поднимать или опускать руки".
Недовольство Анкары вызывает не только резолюция Европарламента. Ранее вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш назвал "предвзятым" доклад Еврокомиссии (ЕК), опубликованный 9 ноября. В документе перечислены провалы в политике Анкары в сферах гражданского общества, прав человека и свободы слова. Кроме того, ЕК сочла "недостаточными" усилия Турции по приведению ее законодательства в соответствие с нормами ЕС. Руководство Турции считает унизительным такое отношение к своей стране со стороны европейских чиновников. И в этой связи, напомним, президент Эрдоган публично поддержал идею референдума о прекращении переговоров с ЕС.
Как сказал "Ъ" эксперт по евразийской политике Международной организации стратегических исследований в Анкаре Керим Хас, решение Европарламента носит рекомендательный характер и вряд ли серьезно повлияет на ход переговоров между Турцией и ЕС. Реальным же фактором их замораживания, по мнению господина Хаса, может стать введение турецкими властями смертной казни.
Что касается возможного референдума о прекращении переговоров о вступлении Турции в ЕС, то исход голосования, по мнению Керима Хаса, будет сильно зависеть от риторики властей. Звучащие в последнее время заявления турецкого руководства о сближении с Россией и Китаем он назвал "политическим шантажом", попыткой продемонстрировать Евросоюзу, что у Турции есть альтернатива, в частности, в лице Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Керим Хас считает, что в реальности ШОС никакая не альтернатива ЕС, учитывая степень зависимости турецкой экономики от европейского рынка. Отказавшись от членства в Евросоюзе, Турция вынуждена будет покинуть Европейский таможенный союз, в котором она состоит с 1996 года. Такой шаг может нанести колоссальный ущерб турецкой экономике, уверен господин Хас.